СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нашествие Дедов Морозов / Деды морозы народов России _2

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нашествие Дедов Морозов

Деды морозы народов России

Номер 4. Бурятский Дед Мороз - Сагаан Убугун (Саган Убген) - Белый Старец

Образ Белого Старца как сказочного новогоднего персонажа был предложен в 2007 году республиканским агентством по туризму Бурятии. Роль предложили сыграть самому знаменитому актеру республики Дамбадугару Бочиктоеву. Его сразу в качестве Белого старца из Бурятии пригласили в Великий Устюг, где собрались деды Морозы со всех концов света, от Якутии до Карпат. И только Белому старцу дали возможность исполнить приветственную песню. Возможно, с той поездки многие начали называть Белого старца бурятским Дедом Морозом. В газетах так и писали: туристическая отрасль республики обзаведется собственным Дедом Морозом.

Сагаан Убугун является одним из главных персонажей праздника Сагаалган ("Белый месяц") – одного из наиболее известных праздников монголоязычных народов, который приурочен к наступлению Нового года.

Культ Сагаан Убугуна был распространен у монголоязычных народов более двух с половиной тысяч лет и восходит к добуддийскому периоду. Белый старец почитается как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды. Считается, что мир и благополучие приходят с его появлением, он приносит мир, покой и равновесие во всех делах и начинаниях человеческих тем, кто его почитает.

Его образ восходит к мифам о боге – супруге Земли, покровителе плодородия и долголетия. Белого Старца изображают отшельником с посохом в руках, прикосновение которого дарит долгую жизнь, сидящим у входа в пещеру под персиковым деревом.

Старинное изображение Белого Старца

Как мы видим, современный костюм отличается от того, что изображали на старинных рисунках. Старцу оставили его особые приметы - белую одежду, белую бороду, а в руках посох с головой дракона. Но одежду сделали более зимней, с меховой шапкой и белой шубой, к которым добавили стилизованные бурятские узоры.

Сагаан Убугун принимает гостей в резиденции в Улан-Удэ Республики Бурятия

Номер 5. Удмуртский Дед Мороз - Тол Бабай.

Тол Бабай - результат плодотворного взаимодействия муниципальных властей Удмуртии и малого бизнеса по развитию сельских регионов республики.

По легенде, Тол Бабай — это потомок удмуртских великанов, алангасаров. Когда на Земле появился человек, алангасары поняли, что им пора покидать родные места, и отправились далеко на север. Но один алангасар уходить не захотел, уж очень он любил природу родных краев. Она в ответ поведала ему тайны животного мира, передала знания о свойствах растений. Живя среди людей долгие годы, алангасар стал походить на человека. Он любил наблюдать за тем, как дети зимой катаются с горок. Однажды ребята его заметили, но не испугались, а позвали играть в снежки. Потом с увлечением слушали его необычно-волшебные рассказы. Нового друга дети назвали Тол Бабай — "зимний дед".

Особые приметы Тол Бабая: шуба у него фиолетовая, а посох кривой - от долгих путешествий по миру. Свои подарки волшебник носит в берестяном коробе. Первоначальным местом жительства была деревня Титово в Шарканском районе Удмуртии, а позже была построена резиденция там же в селе Шаркан.

Летом Тол Бабай переодевается в специальную летнюю одежду. В июльскую жару он ходит в красивом костюме, правда, не в таком тёплом, как зимой. В гардеробе летний наряд пока только один. Он из легкой ткани, с оригинальным орнаментом. В единичном экземпляре - летний чудо-посох с головой лося из дерева как символа Удмуртии.

Официальный сайт Тол Бабая http://tolbabay.net/

Номер 6. Марий Эл Дед Мороз - Юшто Кугыза

Марийского Деда Мороза зовут Юшто Кугыза, что переводится, как «Холодный дедушка». Впрочем, на марийском языке слово "кугыза" обозначает “старик” или “дедушка”, и именно так марийцы называют всех духов. Есть Сурт Кугыза – дух дома, Покшым Кугыза – дух заморозков, Курык Кугыза – горный старик.

Судя по всему, персонажа Юшто Кугыза решила поселить у себя администрация марийского села Кукнур, где проживает историк и краевед, кандидат исторических наук Руслан Бушков. Не удивлюсь, если именно он приложил руку к тому, как - Юшто Кугыза должен выглядеть, во что быть одет и какие традиции соблюдать.

По утверждениям Руслана Бушкова - Юшто Кугыза появился в фольклоре мари давно, около десятого века и родился он именно в Кукнуре. По легендам, жил он в большом каменном доме, с женой - Юшто Кува, сыном и дочерью. Сына звали Поран (вьюга), дочь — Теле (зима).

Но кроме Юшто Кугыза у марийцев существует еще один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки. Это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кува-Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол – "Овечья нога"

Название закрепилось от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги с целью "вызывания" в новом году большего приплода овец. Шорыкйол – один из самых известных марийских обрядовых праздников, и православные марийцы празднуют его в одно время с Христианским Рождеством. Васли Кува-Кугыза и Шорыкйол Кува-Кугыза обычно возглавляют шествие ряженых и приносят в дом удачу и счастье.

Современный кукнурский Йушто Кугыза имеет секретаря в администрации села Кукнур, и к нему можно записаться на прием, чтобы потом приехать и попариться в баньке по-черному и по-белому, поесть блинов и пообщаться.

Категория: Всем учителям
15.12.2017 18:05


Рекомендуем курсы ПК и ПП