СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Научите детей любить жизнь

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка

психологический практикум

«Выход есть или откройте двери в жизнь»

Автор:

Индиана Васильевна Пинаева

Педагог-психолог

г. Барнаул 2021 г.

Пояснительная записка

Методическая разработка представляет собой психологический практикум просветительно-профилактического характера направленный на формирование антивитального поведения «Выход есть или откройте двери в жизнь»

Категория участников: обучающиеся 7-11 классы

Продолжительность: 40 мин

Цель: Содействовать развитию антивитального поведения каждого обучающегося,

Планируемые результаты:

-знание обучающимися техник выхода из кризисных ситуаций;

- сформированность позитивного психологического климата в коллективе;

- создание внутреннего чувства общности с социальной действительностью и актуально значимыми микрогруппами;

- побуждение к самоутверждению, саморазвитию, к повышению самооценки.

Материалы и оборудование: ватман, краски, кисточки, карточки

В методической разработке по психологическому практикуму «Выход есть или откройте двери в жизнь» приведены авторские разработки по профилактике антивитального поведения. Ценность данной методической разработки заключается в том, что ее можно использовать для проведения мероприятий другими преподавателями и педагогами-психологами.

Ход мероприятия:

Тема: «Выход есть или откройте двери в жизнь»

Один из законов жизни гласит,

что как только закрывается одна дверь, открывается другая.

Но вся беда в том, что мы смотрим на запертую дверь

и не обращаем внимания на открывшуюся.

(Андре Жид).

Содержание мероприятия:

  1. Введение в тему
  2. Изучение техник выхода из кризисных ситуаций.
  3. Подведение итогов, рефлексия

Введение:

Жизнь такова, что не всегда она наполнена радостными событиями и впечатлениями. Люди постоянно сталкиваются с неизвестностью, отсутствием «почвы под ногами», не разрешимыми проблемами, жизненными «тупиками», с ситуациями требующими высокой эмоциональной устойчивости.

? Какое название можно дать перечисленным выше проблемам.

Ответы обучающихся:

Наука дает точные определения таким состояниям:

С точки зрения кризисной психологии, кризис — это сложное переходное состояние, вызванное личностно-значимыми событиями, создающими невозможность (или затрудненность) реализации жизненного замысла, и сопровождающееся мучительным осмыслением произошедших изменений в окружающем мире или в себе и переживанием рождения нового образа «Я». Сущностной особенностью любого кризиса является невозможность (или затрудненность) для человека жить как прежде и незнание, как жить дальше. В ситуации кризиса идет спонтанный поиск своего нового образа «Я» [1]

С другой стороны, кризис можно воспринимать как сигнал того, что в нашей жизни пришла пора перемен и если мы правильно осмыслим жизненный опыт, то это сделает нас сильнее и принесет положительные изменения в нашу жизнь. Таким образом, кризис, это состояние человека перед закрытой дверью, а закрытую дверь всегда можно открыть и перед нами откроется дорога жизни.

Техники выхода из кризисных ситуаций

Рассмотрим техники, которые помогут нам научиться преодолевать кризисные ситуации.

Упр.1 «Черная клякса»

Цель: Формирование понимания возможности выхода из сложных ситуаций и чувства общности с микрогруппой.

Материалы и оборудование: Ватман, краски, кисточки, памятки «цвет», карточки «проблема».

Каждому обучающемуся раздаются памятки по характеристике цвета (приложение 1), на ознакомление дается пять минут. Далее обучающие по очереди озвучивают освоенный материал. После этого группа располагается за круглым столом. Каждому раздается карточка с «проблемой» (приложение 2), после ознакомление с информацией дается основное задание. Перед обучающими лежит ватман, середину которого занимает черная клякса. Группе предлагается нарисовать от кляксы дорожки к себе, выбрать цвет, с которым у него будет ассоциироваться решение «проблемы», нарисовать его на конце дорожки. После того, как цвет будет нарисован, каждому по очереди озвучить видимое им решение «проблемы». Желающие могут дополнить выступление. Если количество участников больше карточек с «проблемами», можно объединить их в пары или предложить объединиться по микро группам вокруг заинтересовавшей «проблемы». Если обучающийся затрудняется в решении проблемы, ему предлагается выбрать трех участников, которые с его точки зрения могут найти решение. После выполнения задания, обучающимся предлагается продолжить цветные дорожки на кляксу, соединив эти дорожки в центре.

Упр. 2 «Крылья рода»

Цель: Сформировать позитивный психологический климата в коллективе и чувства общности с микрогруппой.

Материалы и оборудование: Карточки «Крылья рода»

Участникам раздаются карточки «Крылья рода» с просьбой не озвучивать текст. Ведущий просит поднять руку участнику, который получил карточку «Я долгожданный ребенок». Всем участникам предлагается сделать расстановку, образуя крылья участника с карточкой «Я долгожданный ребенок» и сделать тесную контактную связку. После того как все займут свою позицию участника с карточкой «Я долгожданный ребенок» просят осмотреться с право и с лево. Ведущий говорит о том, что каждый из нас появился в результате многих жизней, и за его спиной род, и он это воплощение мудрости, опыта, силы поколений в роду. После завершения упражнения участники становятся в круг, в центре которого стоит участник с карточкой «Я долгожданный ребенок» и говорит ему хорошее пожелание или комплимент. Можно спросить обучающихся, есть ли желающий побыть в главной роли, так же упражнение можно просто проиграть несколько раз.

Подведение итогов, рефлексия

Обсуждение: Что понравилось на занятии? Что получилось/не получилось?

Список литературы

  1. Кризисная психология : учебное пособие для вузов / А. О. Шарапов, Е. П. Пчелкина, О. И. Шех. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 538 с.
  2. Методическое пособие для психолого-педагогического сопровождения детей и подростков по профилактике антивитального поведения в образовательной среде/ Лабер С.Б., Лапшина Ж.Н., ГБОУ ЦППРК «РостОК» - Будѐнновск, 2019. – 113с.
  3. Психология цвета. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psihomed.com/psihologiya-tsveta/
11.05.2022 07:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!