СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Байгильдин Р.А.
10 класс МАОУ «СОШ№7»
(научный руководитель – учитель высшей категории Галимова И.А.)
г. Стерлитамак
Кахым-туря
«Он был уральским беркутом рожден,
Как беркут, был он смел,
Горяч, как пламя...»
Прошло 200 лет со времени Отечественной войны 1812 года. Это была справедливая национально - освободительная война русского народа против наполеоновской армии. Башкирский народ принял героическое участие в Отечественной войне 1812 года.
После вторжения наполеоновской армии в пределы России Манифест Александра I и предписания губернатора с призывом об обороне Отечества оглашались в мечетях и на деревенских сходах. Многие жители Башкирии добровольно просились в ряды действующей армии. Каждый кантон выставлял от одного до трех полков, которые по мере формирования отправлялись на запад. В общей сложности башкирские кантоны направили в армию 28 полков. 7-й кантон (Стерлитамакский) выставил 12-й и 13-й полки. По преданиям и легендам военачальником был избран Кахым-туря.
Кахым Мурдашев (Кахым-туря) – уроженец села Аюсы Юрматинской волости Ногайской дороги (Стерлитамакский район Башкортостана) в переписях начала 19 века - Касим) родился в 1778 году. В переписи он указан в чине зауряд-сотника. Дело в том, что с конца 18 века башкиры были приравнены к казачьему сословию. Основным родом их деятельности была служба по охране государственных рубежей Российской империи. Соответственно, из их среды выходили казачьи офицеры. (Чтобы не создавать путаницы с офицерами регулярной армии, башкирское казачество именовали «иррегулярным» воинством, а к званиям командиров добавляли приставку «зауряд»).
Кахым-туря (в переводе с башкирского «туря» - господин, начальник) был воспет во многих преданиях и легендах как неустрашимый воин. Однако помимо народных сказаний практически никаких документальных сведений о нем, связанных с Отечественной войной 1812 года, не сохранилось.
О том, насколько активно участвовали башкирские полки в кампании против Наполеона, рассказано немало. Башкирские конники проявляли чудеса храбрости и военной сметки. Но и на этом фоне персона Кахым-туря выделяется особым героическим ореолом. Как было заведено в то время, восхищенные соплеменники сложили о нем песни. Они свидетельствуют о том, что он был умным, талантливым и бесстрашным командиром.
Кахым-туря не вернулся с поля брани. Очевидно, он погиб во время заграничного похода русской армии, а о его гибели сообщили вернувшиеся из похода односельчане. Судя по песенным преданиям, смерть от руки завистника и предателя, использовавшего яд, настигла героя под Владимиром, и весь полк – пятьсот человек – тяжело оплакивал своего командира. Ведь для них Кахым-туря был почти знаменем.
Старики деревни рассказывали своим детям, что на соседней возвышенности, расположенной между тремя деревнями – Аюсы, Максют и Мурдаш и называемой "сырт", Кахым-туря обучал своих солдат военному искусству.
Существует легенда, что земляки-однополчане после смерти своего военачальника уберегли его верного коня и привели домой, в Аюсы. После смерти этот конь был с почестями похоронен на этой возвышенности.
Шежере героя. У самого Кахыма остался шестилетний сын Хабибулла. О жене героя ничего не известно, так что следует предположить, что после смерти мужа вдову, по башкирскому обычаю, вновь отдали замуж. Что касается сына Кахым-туря, есть сведения, что в 1834 году в деревне проживал 24-летний Хабибулла Касымов. Напомним, что у башкир фамилия образовывалась по такому принципу: каково имя отца, такова фамилия сына: у Кахыма отец был Мурдаш, Кахым и стал Мурдашевым, а его сын – уже Кахымовым. Этот сын жил со своей второй женой Гаухар Абдрашитовой и сыном от первой жены, десятилетним Юндузаком. Оставшись сиротой, сын Кахыма вынужден был рано жениться, семья давала точку опоры в жизни. Сведения о сорокалетнем Хабибулле зафиксированы в 1850 году, значит, он, вполне вероятно, прожил полноценную жизнь, продолжив свой род. У его сына Юндузака родились двое сыновей – Валиулла и Галиулла, последний, в свою очередь, имел троих сыновей: Габидуллу, Гайнуллу и Хуснуллу. Сегодня в деревне живут дети Хуснуллы, они и являются продолжателями рода Кахыма Мурдашева.
Потомки легендарного героя до сих пор живы. Айрат Касимов является прямым потомком Кахыма Мурдашева. Он работает электрослесарем, у него растут двое сыновей: Арслан и Айдар.
Также существует предание, что перед смертью Кахым призвал мать и в песне рассказал про свою жизнь. И мать будто бы поминала его этой песней:
Если сегодня ночью я умру,
Выройте глубокую могилу,
Поставьте на ней камень
И имя мое напишите на нем...
19 августа 2008 года на родине героя Отечественной войны 1812 года Кахыма Мурдашева, была торжественно открыта стела, увековечившая его память!
© 2015, Галимова Ильвира Асхатовна 507