СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема статьи:

Повышение мотивации учащихся к изучению языка через организацию научно – исследовательской деятельности

автор: Сарсенгалиева Фаузия Жумажановна

учительница русского языка и литературы

Атырауская область

Индерский район

село Будене

Буденевская средняя школа

Повышение мотивации учащихся к изучению языка через организацию научно – исследовательской деятельности

Дети учатся лучше, если им дают

возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала

Питер Клайн

Из теоретического анализа литературных источников феномена одаренности следует, что природа этого явления многомерна, а факторы, влияющие на развитие этого сложного личностного качества, многогранны.

Но среди многообразия путей и средств развития одаренности и творческих способностей наиболее эффективным является собственная исследовательская практика ребенка.

В нашей работе речь пойдет об учебно-исследовательской работе школьников как о новом виде школьной работы («инновационной педагогической технологии»). Лингвист Лев Владимирович Щерба в 1904 году говорил, имея в виду преподавание фонетики: «О заучивании чего бы то ни было не может быть и речи. Все занятия должны быть сведены к наблюдениям самих учеников под руководством учителя над собственным их языком». Самостоятельные наблюдения, за которыми должны последовать выводы, – это, по сути дела, исследование.

Значимость этого средства в развитии одаренности детей объясняется, прежде всего, тем, что исследовательский поиск – неотъемлемое природное свойство. Ребенок – исследователь по своей природе. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельный поиск новых сведений о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка; он настроен на познание мира, он хочет его познать. Эта природная активность ребенка составляет суть его исследовательского поведения, важнейшего источника получения детьми знаний о мире и важнейшего условия их саморазвития.

Исследовательские умения и навыки необходимы сегодня не только людям, связанным с научной работой, но и каждому человеку в самых разных сферах его деятельности. Творческий ииследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности и даже шире – как стиль жизни современного человека.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. И если это важно в формировании личности каждого

школьника, его будущей профессиональной компетенции, то для одаренного ребенка, в целях реализации его способностей в различных видах деятельности, необходима подготовка к исследованию.

Исследование – основа обучения одаренных детей, без его реализации не могут развиваться их потенциальные способности.

Формирование исследовательского поведения одаренных школьников осуществляется с помощью различных форм и методов исследовательского обучения.

Одной из эффективной форм исследовательского обучения в нашей стране является получившая широкое распространение в последние годы научно-исследовательская деятельность учащихся через организацию научных обществ школьников, соревнований научных проектов, как республиканского, так и международного уровня. Многолетние наблюдения за динамикой развития данных соревнований в качестве научного руководителя позволяют мне сделать вывод о продуктивности данного метода в обучении языку и развитии одаренных детей.

Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым образом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход принято называть личностным. Однако нужно принимать во внимание то, что современная психологическая наука связывает развитие личности прежде всего с деятельностью. Это предполагает, что из объекта ученик становится полноправным участником образования (проще говоря, не «его учат», а «он учится»). Очевидно, что изменяется и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении. Деятельностный подход также предусматривает свободу выбора учащимися пути, учебника, методов и преподавателя.

Во-первых, ученик сам решает заняться такой работой, поскольку это ему нужно и интересно; сам выбирает тему исследования в соответствии со своими склонностями и предпочтениями. Во-вторых, процесс работы над исследованием строится на основе знаний и умений, которыми владеет ученик. В-третьих, тесное сотрудничество между учеником и учителем (научным руководителем) подразумевает доверительные отношения, плодотворные для обучения и личностного развития. В-четвертых, решая исследовательскую задачу, ученик активно добывает знания и заинтересован в результате работы.

Проблема мотивов (интересов ) в обучении является ключевой. Какие мотивы – внешние или внутренние – оказываются самыми важными в исследовательской работе? (Внутренние мотивы вызваны потребностью в приобретении знаний, их углублении и систематизации, расширении кругозора. Внешние связаны с общественным признанием, в том числе и с оценками.)

Многое зависит от возраста ребенка. Школьникам-подросткам (7–9-е классы) интересно не только то, что внешне занимательно; им нравится самостоятельно обдумывать, обобщать, искать общие принципы и закономерности. В этом возрасте, отмечают психологи, школьников привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, трудный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность на уроке и за пределами школы – то, что делает подростков более взрослыми и самостоятельными в собственных глазах

и мнении товарищей. Самыми сильными мотивами в обучении в этот период оказываются внешние: стремление найти свое место в коллективе, утвердить свою индивидуальность.

В старшем школьном возрасте учебная мотивация значительно изменяется, т.к. для старшеклассника сама учебная деятельность – средство реализации жизненных планов на будущее, связанных с выбором профессии. По наблюдениям ученых, на учебные успехи влияет сочетание двух потребностей – в познании и достижении. Интеллект старшеклассников становится достаточно зрелым: формируется абстрактное, теоретическое, рефлексивное мышление, хорошо развита способность обобщать, выдвигать гипотезу, рассуждать, переходя от общего к частному. Заметны возрастающая самостоятельность во всех сферах деятельности, стремление к самоопределению, построению жизненных планов, устремленность в будущее, что связано с выбором профессионального пути. Психологически старшеклассники готовы к исследовательской деятельности и могут испытывать в ней настоятельную потребность.

Ясно, что исследовательская работа может быть предложена и в средней, и в старшей школе. Но когда это будет рациональнее? Старшеклассники обладают большим запасом знаний, у них более развито абстрактное мышление: навыки обобщения, синтеза и анализа, классификации, дивергентное мышление. Они сориентированы профессионально и могут включать цели исследовательской работы в планы, связанные с выбором профессии. Современные программы предусматривают обучение исследовательской работе на старшей ступени, в связи с профильным обучением. Старшеклассники имеют больше возможностей приобщиться к исследовательской работе в рамках учебного плана.

Однако у них меньше свободного времени. Педагоги, имеющие большой опыт организации исследовательской работы в школе, полагают, что знакомство с исследовательской деятельностью может начинаться рано – с 6–7-го класса. Эффективность ее будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков.

Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа в классе, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому очень важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их мечты, вывести детей на путь, ведущий к поиску в науке, в жизни, помочь раскрыть свои способности. С этой целью и в нашей школе было создано научное общество учащихся (НОУ). Его членами стали учащиеся, стремящиеся развивать свой интеллект, приобретать навыки научно-исследовательской деятельности.

Основными целями и задачами этого общества являются;

- формирование у учащихся интереса к научным исследованиям;

- выявление и развитие творческих способностей;

- обучение методам научных исследований;

- воспитание творческой личности.

Для того, чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, т.е. он должен захотеть понимать информацию и сообщать ее другим.

Поскольку человек – существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя.

* Можно ли ребенку дать задание написать доклад, не разбудив в нем желания делать это?

* Можно ли выступить перед аудиторией и завладеть ею на время выступления, не развив у ученика умений работать в группе?

Нельзя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, организуется познавательно - просветительская работа с учеником. Это и беседа со школьным библиотекарем, психологом, учителем, научным руководителем, и всеми теми, кто неравнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Например, школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной информацией. Школьная библиотека – это мощный дидактический резерв в данном направлении обучения.

Научный руководитель должен развивать интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика. Если мы хотим, чтобы наши ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, решать проблемные ситуации – необходимо развить у них необходимый интеллектуальный и коммуникативный репертуар.

Коммуникативная компетенция – способность использовать язык в качестве средства общения (коммуникации), что подразумевает «овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах». О коммуникативной компетенции ученика можно судить по тому, насколько стилистически «подходящими» к ситуации оказываются выбранные им языковые средства (без «стилистических ошибок»), по тому, насколько ясно и последовательно он излагает свою мысль, приводит доводы, умеет построить тексты самого разного жанра.

Поиск тем для исследовательской работы дело непростое. Известный философ Ф.Ницше писал, что « великая тема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его ». Тема – отражает характерные черты проблемы. Темы исследования могут быть разными. Самое главное, чтобы эта тема была интересна ученику.

Изучение литературы по теме исследования - следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. В научном исследовании на этом этапе выясняется, какое понимание объекта изучения сложилось в науке и какая его сторона остается недостаточно исследованной. Это важно для исследовательской работы. Однако не менее важны и другие, обучающие задачи:

* научить поиску научной литературы по теме исследования ;

* сформировать навыки работы с такой литературой, т.е. научить читать ее;

* конспектировать, делать ссылки и грамотно цитировать.

Нужно учитывать, что работа с научной литературой связана с освоением нового функционального стиля речи – научного. Если говорить о принципе связи с базовым образованием, то легко заметить, что такие теоретические знания, как основные признаки научного стиля речи, уже заложены в программу по русскому языку для старших классов. Однако практический опыт работы с научной литературой даже у старшеклассников, как правило, незначителен и исчерпывается, чаще всего чтением учебно-научной литературы. Поэтому написание текста в научном стиле речи для них может представлять серьезные затруднения. Последовательная работа научного руководителя по обучению чтению научной лингвистической литературы поможет снять значительную часть их. Школьников 7-9 классов следует сначала познакомить с основными особенностями научного стиля речи ( логичность, точность, использование терминов, объективность, отсутствие личного начала, языковые средства, обусловленными этими особенностями основные жанры научного стиля), а затем приступать к работе над поиском литературы по теме УИР (учебно-исследовательской работы).

Понятно, что поиск информации при составлении списка литературы в большой степени ложится на плечи научного руководителя.

Дополнить список современными исследованиями можно с помощью библиографии тематических научных сборников и обзорных статей по проблеме.

Пример:

При подготовке учебно-исследовательской работы ученицы Ишановой Л. на тему «Сопоставление особенностей мужской и женской речи» мне, как научному руководителю, помогла сориентироваться в проблеме обзорная статья Кирилиной А. и Томской М. « Лингвистические гендерные исследования » ( журнал «Отечественные записки », 2005, № 2). Некоторые из указанных авторами работ послужили основой для списка литературы.

При работе с научной литературой необходимы также навыки конспектирования, создания вторичного текста, в котором зафиксирована переработанная информация. Конспект избавляет от необходимости вновь обращаться к источнику. Это особенно ценно, когда источники многочисленны или представляют собой монографии большого объема.

Конспектировать можно по-разному. Наиболее предпочтительны такие виды конспектирования как составление тезисного плана или выборочное конспектирование. Составление тезисного плана предусмотрено в курсе русского языка в старших классах. Работая по полученному вторичному тексту, легче будет оценить его достоинства и недостатки. Выборочный конспект включает отдельные фрагменты первоисточника, например, определение того или иного понятия, представляющее интерес для составителя. Приведем фрагмент из работы ученицы Галымжановой Г. « SMS как новый речевой жанр », которая написана на основе обзорного конспекта.

Пример:

Цель работы - вызвать интерес к коммуникативным проблемам языка. Ведь в современном мире все больше увеличивается спрос на людей коммуникабельных, открытых, но число их все больше уменьшается. Изучать причину этой проблемы, акцентировать внимание общества не только на

популярность и пользу SMS – общения, но и заранее предупредить об угрозе возникновения у людей SMS – зависимости.

* Развитие современной лингвистики и смежных наук приводит к повышению интереса к коммуникативным проблемам языка. Коммуникация – это процесс, в котором принимают участие как минимум два действующих лица – отправитель и получатель информации. В начале 21 века человечество обладает новыми возможностями для сообщения знаний и мыслей, используя при этом электронные технологии, естественный язык, а также звуки и графические изображения. Человек создал новое киберпространство, для того, чтобы предоставить людям во всех уголках Земли великолепную возможность обмена идеями и эмоциями, несмотря на расстояние и местонахождение. Так появился термин « коммуникация, опосредованная компьютером », который определил новый объект анализа в различных областях научного познания. ( Капанадзе,2001).

Теперь обратимся к составлению и оформлению списка литературы, который обязательно должен быть включен в учебно-исследовательскую работу. Напомним, что он не должен быть большим. Его ядром должны стать:

1) научные работы по проблеме исследования, по мере возможности написанные авторитетными в этой области лингвистами;

2) справочные издания: энциклопедии, словари;

3) источники языкового материала: сборники текстов, ссылки на Интернет-ресурсы, художественная или публицистическая литература, если тексты из нее использовались в работе для анализа того или иного языкового явления.

В ходе работы с молодыми исследователями мы пришли к мнению, что очень важно правильно организовать руководство учебно-исследовательской работой. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником – обучающегося, в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Это дает возможность учителю более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, т.к. невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. Творческие муки, которые испытывают и ученик-исследователь, и его руководитель, передача навыков практической деятельности задают тон общения на уровне «коллега – коллега» и «наставник – младший товарищ».

Учащиеся, для которых я стала научным руководителем, отнесены мной к одаренному уровню: они с ранних лет проявляли любопытство и любознательность, интерес ко всему необычному, и для них характерно исследовательское поведение как природное свойство человека. Они с помощью учителей, родителей, а также по собственной инициативе занимаются самообразованием и научно-исследовательской работой.

Они хорошо умеют работать с источниками информации. Благодаря владению общеучебными умениями, они хорошо учатся. К русскому языку у них имеется особый познавательный интерес и способности. При выполнении

исследовательских работ эти учащиеся стремились найти нестандартные способы решения проблем. У них формируется свой индивидуальный стиль в решении всех этапов исследования. Стремясь к самореализации, они принимали участие в районных и областных конкурсах научных проектов, где занимали призовые места. К примеру,

- ученица 10 класса Галымжанова Г. в 2008 году принимала участие в районном соревновании научных проектов, защитила научную работу по теме « СМС как новый речевой жанр » и заняла II место, в областном соревновании - III место.

- ученица 7 класса Ишанова Л. в 2009 году с исследовательской работой « Сопоставление особенностей мужской и женской речи » в районном конкурсе завоевала I место. В мае 2010 года ее доклад, представленный на II-ой Областной научно-практической конференции Малой Академии наук Республики Казахстан, организованной общественным объединением « Малая Академия наук РК » города Алматы, была награждена дипломом I степени, подписанным Президентом МАН РК А.И.Купчишиным. В декабре 2010 года в областном научном соревновании школьников она также заняла I место.

- ученица 8 класса Нарынбаева А. в 2011 году с исследовательской работой по теме «Речевые особенности телефонного разговора » в районном конкурсе научных проектов заняла I место, в этом же году в областном конкурсе - II место, в Республиканском конкурсе научных проектов ее работа также была отмечена Грамотой, Сертификатом и медалью « Финалист» республиканского научного общества « Дарын »,

« Скажи мне, и я забуду,

Покажи мне и, может быть, я запомню.

Сделай меня соучастником, и я пойму », - гласит китайская пословица. Самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе творческих исследований. Если в будущем школьник думает связать свою дальнейшую жизнь с интеллектуальным трудом, стать научным работником, преподавателем, врачом, а может быть, космонавтом, постигать радость познания, делать открытия, возможно, стать в будущем лауреатом самых престижных премий, ему необходимо научиться исследовать. Тогда одна из основных задач современой школы – научить детей самостоятельной исследовательской деятельности будет выполнена.

Категория: Русский язык
04.10.2015 19:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!