СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Уважаемые коллеги!
В настоящей педагогике проблема работы с одаренными детьми очень актуальна и обусловлена тем, что в 20 веке произошел качественный скачок в развитии новых технологий и повлек за собой большую потребность общества в людях с нестандартным мышлением, вносящих что-то новое.
Не случайно в наши дни популярными стали слова известного психолога
К. Роджерса, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости».
Школа не может при формировании социального заказа не учитывать потребностей современного общества в развитии творческой личности и поиске одаренных детей.
Учитывая актуальность проблемы работы с одаренными детьми, можно поставить перед педагогами следующие цели:
- Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей.
- Стимулирование творческой деятельности одаренных детей.
- Создание условий для интеллектуального, морального, физического развития одаренных детей.
И задачи:
- определение и развитие творческого потенциала;
- формирование устойчивого интереса к учебной деятельности; развитие интереса к исследовательской деятельности; формирование основ теоретического мышления;
- формирование элементов самостоятельной деятельности;
- развитие образного восприятия и элементов воображения как основы творческой деятельности
- формирование положительного отношения к себе.
- формирование ценного отношения к окружающему миру, жизни, обществу.
Перед тем, как охарактеризовать свою работу с творческими, способными, одаренными, талантливыми детьми, хотелось бы обратиться к толковому словарю под редакцией С.И. Ожегова: «одаренный - … это человек, обладающий врожденными качествами, особыми природными способностями. Одаренный ребенок, то же, что талантливый…»
В отечественной психологии проблема одаренности разрабатывалась как психология способностей. В трудах великих психологов прошлого столетия была сделана попытка классифицировать понятие способности, одаренности и таланта по единому основанию успешности деятельности:
- способности – формирующиеся в деятельности на основе задатков (анатомо-физиологические особенности человека) индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и определяющие успешность деятельности;
- одаренность – это врожденная склонность к успешному освоению некоторой человеческой деятельности. Одаренным, соответственно, называют человека, который имеет хорошие задатки к данному виду деятельности. Надо заметить, что быть одаренным – не означает быть способным к выполнению соответствующей деятельности. Это лишь обозначает, что человек легко может освоить данный вид деятельности и добиться в нем значительных успехов.
- талант – это обладание уже развитыми способностями, а не только задатками. Талантливый – это человек, который практически доказал, что может вполне успешно справляться с данным видом деятельности. Более того, его можно назвать талантливым лишь тогда, когда он добился в данной деятельности значительных успехов, то есть выполняет ее на высоком уровне, превосходящем средний уровень выполнения этой деятельности многими другими людьми.
Одаренным может быть ребенок, человек, который только приступает к освоению соответствующей деятельности.
Так что же такое «одаренность» – в первую очередь, на мой взгляд, творческое начало. Я очень часто задавалась вопросом, почему в старину зарождалось столько промыслов, да каких чудесных, почему эти промыслы передавались из поколения в поколение и уже маленькие дети могли лепить, строгать, вышивать такие диковинные вещи, не уступая взрослым. В старину люди были очень близки к природе и не надо, изобретать колесо, чтобы понять, что все прекрасное вокруг нас, нужно только разглядеть эту красоту, и детей с самого раннего возраста приучали ее рассматривать, в травинке, в капельке, в лучике. И творчески мыслить детей учили уже с рождения.
Автор концепции А.И. Матюшкин считает, что психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека, а творческий потенциал является основой для развития одаренности. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере взросления, но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей.
В работе с одаренными детьми мною выделены 3 направления:
- наставничество учителей – предметников,
- кружки, секции, клубы по интересам,
- спец. курсы с учетом индивидуальных особенностей учащихся,
- работу психолога с учащимися.
В свою очередь, для реализации этих направлений в своей работе я предполагаю:
1. Разработку содержания методов обучения с ориентацией на приобретение школьником достаточного опыта творческой деятельности.
2. Использование технического моделирования и опыта как базы для творческого применения научных знаний и развития творческой активности школьников.
3. Ориентацию в обучении на конечный результат, задаваемый не только уровнем сложности заданий, но и объемом содержания предмета, положительного опыта творческой деятельности.
4. Переориентацию с рутинного труда школьников, связанного с запоминанием и простым воспроизведением задания, решением шаблонных задач на деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решения.
Один из ведущих представителей гуманной педагогики в России – академик Российской Академии Образования, профессор, руководитель Центра Гуманной Педагогики Шалва Александрович Амонашвили отметил, что основной целью гуманной педагогики является воспитание и развитие в ребенке непросто личности, а Благородного Человека.
Решением этой проблемы должно стать реформа школьного образования, при котором главное внимание будет уделяться не столько уровню обучения ребенка, сколько уровню развития его «талантов». Иными словами предполагается буквально с первых дней пребывания ребенка в школе давать ему возможность попробовать себя в различных видах деятельности, учитывая при этом специфику его возрастных возможностей.
Талант - это божий дар, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я». Но, если вдуматься в это определение, то можно прийти к выводу, что неталантливых, неодаренных детей от природы не бывает. Когда преподавателю предлагают отобрать в группу одаренных детей, то педагог, не долго думая отбирает самых сильных, самых старательных и ответственных учеников и поэтому получается, что во всех конкурсах, олимпиадах и конференциях участвуют одни и те же ребята. Говорят, если человек талантлив, то он талантлив во всем. Но вот как найти «своего» ученика, именно по своему предмету.
Одаренные дети – это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят. Есть много стереотипов в нашей жизни, и лишь меньшая часть из них, опирающаяся на многовековой человеческий опыт, полезна. Значительная же часть стереотипов по истечению времени стала бессмысленной, а в некоторых случаях даже вредной, а они в свою очередь очень опасны в воспитании детей.
Главным стереотипом в течение долгого времени в нашей стране, по моему мнению, считали, что учить одаренных детей очень просто и общаться с такими детьми очень легко. Но, по моему мнению, исходя, из своего личного опыта заниматься с одаренным ребенком интересно, но никак не просто.
© 2015, Жук Светлана Владимировна 2132