СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Исследовательская работа как средство формирования экологического воспитания.
Проблема экологии очень актуальна в наше время, и никто не должен оставаться равнодушным к ней. Экологическая культура и школа должны состоять в тесной взаимосвязи. Для того чтобы достичь успехов в этом важном деле, нужно вести последовательную работу совместно с детьми. Экологическое воспитание является одним из факторов формирования духовно-нравственной культуры. В нашей школе ведется постоянная работа экологического просвещения на уроках биологии, экологии, географии. Проводятся классные часы, работает кружок «ЭкологиЯ». Но для спасения природы только знать - очень мало. И мы решили действовать. Ребята активно проявили себя в экологической акции.
Экологический проект «Сохранение раннецветущих видов растений» ориентирован на учащихся 12-15 лет. В ходе проекта ребята наблюдали и делали выводы, сравнивали результаты, выращивали первоцветы. Проведенная работа имеет большое воспитательное значение, учит детей отстаивать свою точку зрения, защищать первоцветы и проводить разъяснительную работу, как в школе, так и за её пределами. Мы поставили перед собой цель, научить ребят бережному отношению к окружающей среде и наглядно показать, какими способами это можно сделать.
Мы считаем проведенную нами работу актуальной, так как весной наблюдается массовый сбор исчезающих видов цветов. Наша работа была проведена с целью предупреждения этого явления. Мы поставили перед собой задачи:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2.Формировать навыки работы с дополнительной литературой.
3.Развивать знания о первоцветах на территории своего района. 4. Приобщать к миру прекрасного: музыке, литературе, поэзии.
5. Выяснить степень воздействия человека на первоцветы.
6.Научиться выращивать садовые первоцветы в холодное время года.
Мы решили работать в нескольких направлениях:
1.Собрать информацию о первоцветах нашего района, выяснить их значение, особенности их жизни и строения.
2.Провести просветительскую работу в разных возрастных категориях нашего поселка.
3.Провести научно-исследовательскую работу, в ходе которой изучить влияние сбора первоцветов на распространение растений.
Срок проведения исследования с 11 января 2016 года по 1 апреля 2017 года.
В ходе работы мы использовали различные методики: исследование, сбор информации, систематизация и анализ данных, наблюдение.
Нашу работу мы начали со сбора информации о первоцветах - растениях, которые появляются самыми первыми после таяния снега. Большое количество видов этих растений занесено в Красную книгу.
Следующим этапом стали просветительские работы в разных возрастных категориях нашего поселка.
1.Мы посетили детский сад и рассказали нашим малышам о первоцветах и о том, как важно остановить их массовый сбор.
2. Следующим нашим шагом стало изготовление листовок, в которых мы призывали жителей нашего поселка беречь природу и первоцветы. Мы расклеивали и раздавали их жителям нашего села.
3. В нашей школе также была проведена просветительская работа. Были проведены следующие мероприятия: конкурс рисунков, конкурс плакатов «Сохраним первоцветы!»; участниками кружка художественной фотографии «Рукодельница» был выпущен фотоочерк под названием «Оглянись вокруг себя». Были проведены беседы, классные часы с учащимися нашей школы о необходимости беречь природу и вреде, наносимой человеком природе.
Также нами была проведена научно-исследовательская работа по изучению влияния сбора первоцветов на их распространение.
Целью нашего исследования стало выявление причины уменьшения популяции первоцветов - пролески сибирской.
Нами была выдвинута гипотеза: Если срезать первоцвет вместе с листьями, это отрицательно повлияет на формирование цветка в следующем сезоне, а, следовательно, и на численность популяции. В местах, расположенных в непосредственной близости от поселка, количественный состав неуклонно уменьшается.
Начать нашу работу мы решили с изучения количественного состава пролески сибирской на трех разных участках.
Участок 1. В лесополосе, на территории поселка, (улица Гагарина), на этом участке постоянно гуляют и дети, и взрослые.
Участок 2. 2000 метров от территории поселка, за озером Шумливое. Это наиболее отдаленный участок. Там не часто можно встретить жителей поселка.
Участок 3. 500 метров от территории поселка, в прибрежном районе р. Кабылинка.
На первом этапе нами были ограждены 3 участка площадью 25м.кв.
30 апреля 2016 года нами был произведен количественный учет первоцветов пролески сибирской. Для этого мы отправились в ранее оговоренные места и посчитали количество пролески сибирской на каждом из них. Данные поместили в таблицу.
На втором этапе был проведен контрольный количественный учет первоцветов. Мы отправились на участки, огражденные нами в прошлом году, где опять посчитали количество первоцветов. Данные также были помещены в таблицу.
Дата |
Участок 1 |
Участок 2 |
Участок3 |
30.03.2016 |
55 |
85 |
75 |
29.03 2017 |
35 |
115 |
65 |
После сравнения данных мы пришли к следующим выводам:
На участках, наиболее отдаленных от территории поселка, количественный состав пролески сибирской увеличился, а на участках, расположенных в непосредственной близости от поселка, количественный состав уменьшился. Таким образом, налицо влияние человеческого фактора на количество первоцветов.
Параллельно с этой работой мы проводили наблюдения за выгонкой садовых первоцветов (тюльпан, крокус, гиацинт) с последующим срезом цветоноса вместе с листьями (т.к. для красивого букета именно так и делают) и повторной выгонкой этих же луковиц, для того чтобы отследить влияние среза на дальнейшее развитие цветка.
А) Выгонка №1.
Выкопали луковицы первоцветов 10 июля. Просушили их две недели в затемненном и проветриваемом помещении. Поместили на хранение в погреб при температуре примерно 20 градусов. 10 ноября достали из погреба, посадили в горшки с землей и отправили в подпол на укоренение, на 9 недель. 14 января достали, полили и поставили в холодильник для дальнейшего укоренения на 5 недель. 22 февраля достали из холодильника и поставили на подоконник на солнечной стороне. Полив проводили регулярно, по мере подсыхания верхнего слоя земли. Около 5 недель понадобилось для роста цветоноса и формирования настоящего бутона. После начала цветения один из цветов был срезан.
Б) Выгонка № 2 была произведена по тому же алгоритму, что и выгонка №1.Но в результате цветоноса так и не образовалось.
Наша гипотеза подтвердилась. Срывать цветоносы и листья нельзя, они нужны растению для формирования хорошей луковицы, способной в следующий сезон дать полноценное растение, образующее семена.
Подводя итоги нашей исследовательской работы, мы сделали вывод: первоцветы нельзя срывать. Это для них чрезвычайно опасно. Глядя на букеты, собранные людьми, можно заметить, что пролеску сибирскую для красивого букета срывают полностью, не оставляя растению совершенно ничего. Для растения это очень вредно. При уменьшении надземной части растения не успевают накопиться запасные питательные вещества в корневищах, клубнях или луковицах и растение погибнет, а если не погибнет, то не сможет образовать цветонос. Если растение не зацветет, то не сможет дать семена, что соответственно повлияет на численность первоцветов. Их становится всё меньше. Можно зарисовать, сфотографировать, полюбоваться ими. Можно посадить растения у себя в саду и любоваться их красотой весной. В лесу, на лугу нужно ходить по тропинкам, чтобы не причинять растениям вреда. Помнить: оберегая цветы, мы помогаем насекомым, животным, птицам.
Таким образом, научно-исследовательская работа имеет огромное значение в формировании экологического воспитания. Эта работа заставит детей задуматься о том, что происходит с окружающим миром, покажет, как правильно нужно с ней обращаться и как важно не навредить.
-80%
© 2018, Калинина Марина Александровна 150