СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В настоящее время важным источником развития педагогики является научно-исследовательская деятельность работников образования. В большинстве случаев, при оценивании профессиональной деятельности преподавателя особое внимание уделяется его научно-исследовательской деятельности. Карьера и репутация педагога зависят не от результата педагогической деятельности, а от количества персональных публикаций. Поэтому с каждым днем всё больше педагогов принимают участие в научной деятельности: коллективно или самостоятельно.
С введением рейтинговой системы оценивания деятельности преподавателя данная тенденция все больше имеет место, так как при подведении итогов в основном учитываются результаты научной деятельности.
На соотношение педагогической и научной деятельности существуют разные точки зрения: Первая точка зрения состоит в том, что научная деятельность приводит к тому, что лучшим профессорам и доцентам все меньше приходится заниматься преподавательской деятельностью, так как они полностью погружены в свои исследования. Они передают студентов своим ассистентам, чтобы без помех вести научную деятельность. С другой стороны стоит отметить, что многие преподаватели увязли в процессе обучения, и не имеют возможности вести широкие научные исследования.
Подчеркивая противоречивость рассматриваемого единства, следует обраться к мнению В.Оствальда, который еще в 1910 году предпринял исследование имеющихся в практике вариантов сочетаний педагогической и научной деятельности и показал отсутствие прямых связей между особенностями научного мышления конкретного педагога и его способностью преподавать науку. В частности, он выделил следующие типы сочетаний:
– выдающиеся исследователи, но неспособные педагоги;
– прекрасные педагоги, но неудачные исследователи;
– выдающиеся исследователи и выдающиеся педагоги;
–исследователи, не имеющие ничего общего с педагогической деятельностью.
По мнению В.И. Вернадского, лишь постепенно сознание неразрывности научной работы с правильно поставленным преподаванием становится господствующим в академической среде.
Необходимым условием успешного ведения научно-исследовательской деятельности является владение определенной совокупностью знаний о специфике этой работы. Эти знания включают в себя знания о составлении библиографического списка, знания об оформлении научных работ, знания о структуре научного исследования, о принципах научного мышления, об основных логических формах мышления и т.д.
Любая научно-исследовательская деятельность, как правило, строится поэтапно, что позволяет наиболее точно спланировать дальнейшую работу над исследованием. В распределении этапов важную роль играет многоуровневая модель организации научно-исследовательской деятельности.
Многоуровневая модель научно-исследовательской деятельности – система взаимосвязанных разноуровневых этапов научно-исследовательской деятельности работников педагогического коллектива, последовательно взаимодополняющих и развивающих результаты каждого этапа.
Многоуровневая модель научно-исследовательской работы включает в себя научно-методическую деятельность и научно-исследовательскую деятельность преподавателей, которую осуществляют: 1.Педагогический совет (инициирование и определение выбора темы исследования и стратегии его внедрения, теоретическое и аналитико-коррекционное обеспечение исследования). 2.Научно-методический совет (научно-методическая и консультационная поддержка научно-исследовательской работы, экспертиза промежуточных и конечных результатов с точки зрения их соответствия требованиям научного подхода поставленным целям, эффективности). 3.Предметно-цикловые комиссии (организация и проведение исследовательской работы членами комиссии, разработка методического инструментария для установления эффективности проводимых исследований и их результатов, руководство исследовательской деятельностью ВУЗа, анализ хода и результатов любой исследовательской деятельности, проводимой в ВУЗе).
По мнению студентов, исследовательская работа преподавателя повышает его научный уровень знаний, развивает творческий потенциал, обогащает внутренний мир педагога. Именно поэтому научно-исследовательская деятельность педагогов так важна в наше время.
© 2017, Бушмакова Юлия Сергеевна 2280