СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
НАУЧНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЗАМЫСЕЛ УРОКА
«Товарищ лектор, не спешите растолковать, что там к чему.
Пусть звезды кружатся в зените, ночную прожигая тьму.
Пускай в ушах звенит протяжно ветрами схваченный простор.
И разве это очень важно – знать, где минор, а где мажор?
Товарищ лектор, в кои веки я слышу сам, я слышу сам,
Как перезваниваются реки, как бродит эхо по лесам.
Я умоляю вас: не надо, не раскрывайте тайну мне…
Бетховен… Аппасионата… Мы с музыкой наедине».
М. Пляцковский
Не правда ли, в этих поэтических строках воплощен своеобразный идеал урока искусства – наконец состоявшийся истинный контакт человека с миром художественного творчества, в котором Слушатель становится Сотворцом и от этого испытывает счастье открытия самого себя, собственного восприятия мира.
Какое доверие, взаимопонимание – между учителем и учеником, если рассмотреть эту ситуацию в контексте урока. Значит, был далеко не только один «минор и мажор» - была тщательная работа учителя, творческое сотрудничество и содружество, в результате которых только и можно прийти человеку в искусстве к открытию самого себя в каждом художественном произведении…
Так что же такое научно-художественный замысел урока?
Это представление об уроке как о специфической структуре деятельности педагога и учеников, их общения и управления этими процессами с точки зрения соотнесенности в содержании и структуре урока объекта изучения (предметов окружающего мира) с личностью субъектов образовательного процесса, их переживаниями, ощущениями, «чувствованиями». Это мысленный поиск тех знаков-носителей, тех выразительных средств (образных, метафорических форм раскрытия мысли, вариативных способов и стиля взаимодействия педагога с учениками и т.д.), которые будут выступать возбудителями не только интеллектуального напряжения на уроке, но и эмоциональной активности его субъектов.
Создание замысла – это творческая деятельность педагога по организации материала жизненных ощущений, состояний и переживаний в такую целостную структуру, которая увеличит возможность появления понимания и обретения личностных смыслов в постигаемом материале, ответного отклика ученика.
Педагогический замысел в своем развитии проходит три этапа: этапы возникновения, разработки и воплощения.
На этапе возникновения, обдумывая возможные принципы методической и коммуникативной структуры урока и его содержание, педагог как бы видит слушателей, идентифицирует себя с ними, прикидывает возможное восприятие материала, доступность формы, варианты общения.
На этапе разработки педагог рассматривает варианты восприятия предлагаемого материала, эффективности планируемых структуры и форм общения, учитывает общие возможности не только аудитории в целом, но и отдельных слушателей (например, «отстающих» учеников).
На этапе воплощения в процессе непосредственного общения с учениками педагог видит определенные результаты воздействия, с помощью рефлексии оценивает, как он сам и урок в целом воспринимаются учениками, и избирает методы, корректирующие выбранные ранее, планирует новое воспитательное воздействие.
Замысел урока недаром называют ключом к его построению.
Научно-художественный замысел во многом играет определяющую роль в создании атмосферы общения, влияющей в целом на успешность урока. Фиксировать атмосферу урока трудно, но все-таки возможно. Она отражается в улыбках, в заинтересованных взглядах, вздохах сожаления, что урок закончился, или вздохах огорчения, что до звонка еще далеко. На атмосферу урока влияет почти все: интерьер и его изменения, внешний вид учителя и учеников, выражение лица педагога, его речь, интонация, стиль общения, темп и ритм работы, отношение учеников между собой и т.д.
© 2017, Игнатьева Нина Алексеевна 362