СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1 сентября не так далеко, как кажется. Пришло время всерьёз обратить внимание на загрузку ребёнка, его режим сна и еды, чтобы адаптация к школе прошла без потерь. В новом письме мы дали слово
Не заморачивайтесь на нормах
Моя главная мысль: «нормальные» цифры в таблицах, которые описывают режимные моменты жизни школьника, — очень усреднённые. Это математическая величина, примерно отображающая ситуацию среди всех детей. Каждый конкретный ребёнок — это личность, автономный организм, который может не укладываться в подобные нормы или находиться в районе верхних или нижних границ показателей. Таблицы существуют для детей, а не дети для таблиц!
Я рекомендую родителям ориентироваться на потребности ребёнка. Например, если он спит всегда одинаковое время (неважно, какое количество часов в сутки) и высыпается, ему хватает сил на игры, учёбу, прогулки — значит, ему этого достаточно. А вот если он раз за разом с трудом встаёт в детский сад, резко утомляется, не способен воспринимать учебный материал, то первым делом нужно подумать о режиме дня. Так и с питанием: чаще всего дети от трёх до семи лет едят четыре раза в день — просто потому, что успевают проголодаться за это время, а не потому, что подобная кратность описана в учебниках и справочниках.
Не заставляйте ребёнка спать днём (и не давайте планшет вечером)
Ребёнок по утрам встаёт в то время, когда ему нужно идти в детский сад, тут простора для манёвра практически нет. Поэтому если он не высыпается, капризничает, то стоит подумать о том, чтобы укладывать его спать пораньше. Нередко родители жалуются на то, что ребёнок долго не засыпает, плачет, перевозбуждается, ворочается. Для того, чтобы он засыпал спокойно, лучше исключить мультфильмы и игры в смартфонах примерно за час-два перед сном. Спокойные игры вроде конструкторов, рисования, лепки помогут войти в «сонный» ритм. Не забывайте про вечерние ритуалы: чистку зубов, чтение книжек. Если в комнате прохладно и темно — сон будет крепче.
Настаивать на дневном сне нужно только в том случае, если без него к вечеру ребёнок расклеивается: капризничает, перевозбуждается или засыпает на ходу. У детей, которые ходят в сад, этот вопрос стоит наиболее остро. В группе положено спать и тем, кто отказывается, мешает и воспитателям, и другим детям.
Если ваш ребёнок из тех, кто рано и окончательно отказался от дневного сна, попробуйте договориться с воспитателями так, чтоб ребёнок или играл в тихие игры или лежал в спальне со всеми, отдыхая. Если же детский сад муниципальный и у воспитателей нет возможности посидеть с теми, кто не спит, то для того, чтобы днём ребёнок засыпал, попробуйте перенести засыпание вечером на более позднее время.
В выходные дни разумно придерживаться того же расписания, что и в будни. Это поможет не выбиваться из колеи и не страдать по понедельникам из-за недосыпа.
Не кормите ребёнка насильно — он не заморит себя голодом
Ребёнок в дошкольном возрасте ест четыре раза в день. В зависимости от темперамента, активности в течение дня, дети могут съедать разное количество пищи. Помните, что у всех людей бывают дни, в которые мы съедаем чуть-чуть или, наоборот, сметаем всё со стола. У детей так же. Ориентируйтесь на аппетит ребёнка, доверьте ему выбирать количество пищи. Если у вас хватит мудрости удержаться от «давай ещё ложечку» после явного отказа ребёнка, то вскоре вы увидите, что дети никогда не морят себя голодом и в следующий раз будут есть с явной охотой. Но работает это только тогда, когда исключены перекусы быстрыми углеводами, конфетами, хлебом. Помните, что дети не покупают сами себе продукты. Весь ассортимент того, что можно найти на кухне, — в ваших руках.
Ночные приёмы пищи, особенно если ночной рацион по объёму превышает дневной, — повод поговорить с вашим педиатром. Как минимум это сказывается на качестве сна, но может быть и признаком нарушения пищевых привычек, а, возможно, и
Не загружайте ребёнка дополнительными занятиями
Развивающие занятия с дошкольниками — тренд нашего времени. Родители стараются ускорить развитие самыми разными способами и тратят немало времени и денег на секции, кружки и занятия. Я врач, поэтому все применяемые к ребёнку меры оцениваю из соотношения вред/польза или выгода/затраты.
Мне кажется, что пользы не слишком много: дети получают знания, чаще всего не применимые в их возрасте; обучение направлено на результат, а не на процесс. Дети мало заняты главным познавательным процессом детства — игрой. А класть на алтарь такого обучения порой приходится немало денег и нервов, особенно если «развивашки» не близко к дому.
Заниматься с детьми лучше утром или после дневного сна, занятия важно разбивать играми и прогулками, чтобы дети не уставали. Длительность прогулок в течение дня, согласно СанПину по дошкольным учреждениям, должна составлять 4-4,5 часа. (СанПин упомянут не зря: любители нормативов и усреднённых величин детского возраста могут почерпнуть там искомые проверенные данные).
Полезные упражнения для глаз, которые можно делать с ребёнком
Как ещё помочь справиться с усталостью
Сейчас время длинной ночи и короткого светового дня, у многих взрослых и детей отмечается упадок настроения, тяжёлые пробуждения, вялость. Занятия в садике идут кое-как. Для того, чтоб ваш ребёнок был активен, бодр, и сил хватало на весь день, можно посоветовать следующее:
© 2019, Галялетдинов Ильмир Фаритович 193