СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Немного о школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОБУ СОШ с.Менеузтамак имеет славную историю. Первый свой выпуск она дала в 1945, победном году. Три выпускника получили аттестат о среднем образовании( остальные 10 учащихся не смогли сдать выпускные экзамены): Шигапов Мизхат Гудайдуллович, Шигапова ( Камалетдинова) Хабира Загретдиновна, Каримов Ахат.

Наше село Менеузтамак еще до Октябрьской революции считалось одним из крупных населенных пунктов в тогдашнем Белебеевском уезде Уфимской губернии. Центрами народного просвещения в селе в те же времена являлись три мечети и функционировавшие при них конфессиональные мусульманские школы – «медресе».

По утверждению ученого-просветителя татарского народа Ризаэтдина Фахретдинова и некоторых других исследователей, классик башкирско- татарской литературы XIX века Мифтахетдин Акмулла (1831-1895) свои первоначальные знания получил в медресе нашего села, у Габдрахмана – хэзрэта. Этот достоверный факт говорит о том, что еще в первой четверти XIX века медресе Менеузтамака пользовалось известной популярностью в округе.

Начиная со второй половины XVIII века царскими властями татарско- башкирскому населению было разрешено открывать мечети и религиозные школы и предоставлено право приглашать в эти школы законоучителей своей магометанской веры. Однако органы власти в этих мероприятиях никакой материальной помощи не оказывали, все делалось за счет добровольных пожертвований верующих.

Вот в те времена и появилась в нашем селе первая мечеть. Она стояла на верхней (ныне Первомайской) улице. При ней вскоре стало функционировать и медресе.

Вскоре была открыта мечеть и на нижнем, северо - восточном конце села. Она стояла на стыке двух улиц (Шоссейной и Коммунистической), где сейчас находится здание конторы Придемского лесничества.

Несколько позже была открыта третья мечеть на Заречной улице, недалеко от моста через реку Менеуз.

На трех главных улицах дореволюционного Менеузтамака стояли здания трех мечетей, как центры и символы религии Ислама. Среди небольших, низеньких крестьянских изб с их соломенными крышами и маленькими окошечками-отдушинами просторные, высокие здания мечетей, построенные на добровольные скудные пожертвования селян, со своими железными крышами, покрашенными в зеленый цвет, высокими минаретами с позолоченными полумесяцами наверху, стояли величаво, являлись не только украшением села, но и гордостью его жителей.

Ежедневно, по несколько раз в день, из открытых окон минаретов раздавались мелодичные голоса муэдзинов, громко произносивших слова азана – приглашения мусульман на молитву – намаз. А по пятницам и в дни религиозных праздников в этих мечетях собиралось все мужское население для праздничного молебствия. После молитвы мулла выступал перед собравшимися со словами напутствия.

После Октябрьской революции (в середине 20-х годов) по инициативе местных активистов мечети прекратили свою деятельность. Эти активисты подпилили опорные столбы и свалили минареты, уничтожили имеющиеся в мечетях религиозные книги и ритуальную утварь, а здания мечети были переданы недавно открывшейся советской школе. Здания мечетей верхней и заречной улиц не сохранились : сгорели во время пожара в школе в 1965 году. Здание мечети нижнего конца долгие годы (с 1930 по 1960 годы) служило клубом в Менеузтамаке, а потом, когда было построено типичное здание дома культуры, оно было перевезено в деревне Ихтисад и приспособлено под клуб.

В деревне Менеузтамак на первых порах медресе своего специального помещения не имело, шакирды ( так назывались учащиеся медресе) занимались в мечетях. Занятия проводил Хальфа (учитель медресе), занимались с шакирдами также мулла и муэдзин.

В середине XIX века учителем в медресе был приглашен Худайназар – хальфа из деревни Качеганово (выпускник Стерлибашевского медресе). Худайназар - хальфа на сельской сходке поднял вопрос о необходимости строительства здания под медресе. Его поддержали, был организован сбор средств, и на собранные деньги куплен небольшой старый сруб. Общими усилиями этот сруб подремонтировали, приспособили под медресе.

В начале 90-х годов XIX века небольшое двухкомнатное здание медресе было построено при мечети нижнего конца. С 1997 года до закрытия медресе в 1926 году здесь выполнял обязанности хальфы Калимулла - муэдзин Ахмадуллин, уроженец деревни Менеузтамак. При нем срок обучения в медресе был удлинен. Более способные шакирды, как вспоминают старожилы, занимались в течении 8-10 зим.

Калимулла – муэдзин обращал большое внимание обучению шакирдов грамоте, давал им некоторые сведения по общеобразовательным предметам (истории, географии, этике и другие ), учил решать примеры и задачи, знакомил с произведениями художественной литературы(«Шаян Фатиха», «Ялкау маэмай», «Юсуф и Зулейха» и др.)

После своего возвращения из русско - японской войны Калимулла –муэдзин с шакирдами старших групп стал проводить уроки русского языка. Знакомил шакирдов с русским алфавитом, учил читать, писать и говорить по-русски.

Такую же работу с начала XX века проводил в медресе Заречной мечети Шарафетдин-хэзрэт, Давлетша-муэдзин.

Здания медресе в 1925-26 годах были переданы советской школе. Эти здания не сохранились.

28.02.2019 10:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!