СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства используются различные методические приемы и программы.В основном используются программы Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.Одна из которых написана Б.Н.Неменским в 1994 году.Данная программа является рекомендованной для средних школ и предлагает использование методов развивающего обучения.Основу её составляет курс «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы».Программа построена так,чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала.Стремление к отражению действительности,своего отношения к ней служит источником самостоятельных творческих поисков.В настоящий период существует настоятельная потребность разрешить острое противоречие между потенциальными возможностями композиции и реальной долей этих занятий,способствующих художественному развитию школьников.Это противоречие возникает в ходе обучения подростков изобразительному искусству,-ученики,получая задание,хорошо представляют себе ход будущей работы,и,понимая ее смысл,тем не менее,начинают испытывать значительные трудности,воплощая свой замысел на бумаге.Преодоление пробелов между замыслом и его реализацией возможно с помощью таких методов,как развивающее обучение и композиционные упражнения.Психологами установлено,свойства психики человека,основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве. А значит,перед учителем изобразительного искусства встаёт задача развития у ребёнка его творческих возможностей.
Творчество-высшая форма активности,самостоятельности,способность создавать нечто новое,оригинальное.Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной,художественной,производственно-технической,хозяйственной и т.д.Создать творческую атмосферу урока,подводящую учащегося к рождению идеи рисунка-это сложнейшая психолого-педагогическая проблема в обучении изобразительному искусству.Бесспорно,что необходимо педагогическое руководство всем творческим процессом,в котором,как известно,есть интуитивные моменты.В то же время,создание педагогической ситуации,активизирующей все творческие процессы,помогает найти пути к преодолению возникающих трудностей,при чем необходимо тщательно следить за тем,чтобы в ходе усвоения технических приемов не исчезло цельное восприятие живописного произведения.В этом видится залог успешного художественного развития и познаний учащихся.
На уроках изобразительного творчества по моему мнению необходимо использовать игровые моменты и паузы(художник-зритель,игра в архитекторов или дизайнеров).В некоторых случаях можно сопроводить изучение предмета включив музыку,зачитать литературный отрывок.Принципиально важное значение имеет выявление нравственного,эстетического содержания разнообразных художественных явлений,что необходимо как в практической работе,так и при воспитании художественного наследия.На протяжении всего курса ИЗО школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры,живописи,графики,декоративно-прикладного искусства. Приобщение к искусству начинается в начальной школе.В 5-6 классах углубленно изучаются разнообразные виды и жанры искусства,произведения великих художников и деятелей искусств.Одна из ведущих задач ИЗО-это творческое развитие личности ребёнка,особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии,умение видеть красоту в малозаметных деталях.В каждом задании,на каждом уроке детям даётся возможность пофантазировать, привнести в работу собственные образы.Необходимо «раскрепостить»детей-высвободить их творческую энергию и направить на создание собственного произведения.
Проблема художественного развития детей привлекла внимание педагогов уже в к. XIX-нач. XX вв. О композиции и ее значении в теории и практике изобразительного искусства рассуждают художники JI. Альберти,Ф. Ангель,Леонардо да Винчи,Д. Вазари,К. Ван Мандер,Э. Делакруа,Д. Констебль,А. Матисс,Н. Пуссен,М. В. Алпатов,А. М. Васнецов,Н. Н. Волков.В современной науке проблематика развития детского рисунка представлена в исследованиях И. П. Волкова,Н. А. Ветлугиной,О. А. Карабановой,Е. Р. Кузьминой,Г. В. Лабунской,А. А. Мелик-Пашаева,В. С. Мухиной,О. Л. Некрасовой-Каратеевой,Б. М. Неменского,Ю. А. Полуянова,Н. Н. Ростовцева,Н. М. Сокольниковой,Б. П. Юсова.Проблема художественного развития на занятиях рисованием отражена в трудах психологов А. В. Бакушинского,М. С. Бережной,А. А. Бодалева,Е. И. Исаева,А. Н. Малюкова,А. А. Мелик-Пашаева,В. И. Слободчикова.Развитию творческого воображения и образного мышления ребенка в процессе изобразительной деятельности посвящены исследования Н. Н. Анисимова,Н. С. Боголюбова,Л. С. Выготского,Т. С. Комаровой,В. А. Крутецкого,И. М. Титовой,Б. П. Юсова,И. С. Якиманской.
Необходимо констатировать,что в современных методических пособиях,направленных как пособие учителю общеобразовательной школы,проблемы обучения композиции и возможностей ее влияния на художественное развитие учеников практически не рассматриваются.Кроме того,отсутствуют исследования,дающие научно-обоснованные методические рекомендации,благодаря которым возможны продуктивные занятиям по композиции на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования.
Объект исследования-процесс обучения композиции на уроках изобразительного искусства.
Предмет исследования-художественное развитие учащихся в процессе обучения композиции.
Цель исследования-на основе педагогического опыта,теоретического анализа и экспериментального исследования форм и методов преподавания композиции на уроках изобразительного искусства определить и обосновать педагогические условия художественного развития школьников в процессе обучения композиции.
Задачи исследования.
Для достижения намеченной цели решаются следующие задачи:
1. Уточнить понятие «художественное развитие» школьников.
2. Провести анализ возрастных периодов художественного развития.
3. Рассмотреть педагогические условия, способствующие художественному развитию на занятиях композицией.
4. Определить критерии художественного развития учеников 5-7 классов.
5. Рассмотреть творческую работу по композиции как один из критериев художественного развития школьников.
6. Проанализировать и систематизировать подходы к обучению композиции на уроках изобразительного искусства в школе.
Пример урока изобразительного искусства в 7-м классе.
Тема урока:Художник-дизайн архитектура.
Тип урока:Комбинированный
Цели урока:
обучающая:обучение навыкам коллективной работы;закрепление полученных навыков в коллективной работе.
воспитательная:развитие познавательного интереса к предмету;формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;формирование художественно-творческой активности,художественного вкуса учащихся,понимание особенностей декоративного искусства,осмысление его места в жизни общества.
развивающая:формирование художественных знаний,умений и навыков.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте ребята!Все ли сегодня присутствуют?У всех ли есть необходимые принадлежности:альбом,ластик,карандаши,кисти,краски.
2.Сообщение темы.
Сегодня мы с вами начинаем знакомиться с новой темой-«Художник-дизайн архитектура.И наш урок будет проходить в необычном формате.Мы с вами будем рисовать «дом своей мечты».Но прежде чем начать,давайте побеседуем,немного вспомним что проходили на прошлом уроке.Выслушиваем ответы учеников и поправляем,если учащийся немного ошибается или говорит не верно.
3.Беседа.
Все ли вы знаете что такое архитектура?Как она зародилась,из чего состоит и кто такой дизайнер?
Ответ первого ученика:-Архитектура-это искусство строить и проектировать здания и сооружения.
Ответ второго ученика-Архитектура возникла еще в каменном веке,когда древние люди еще жили в пещерах,шалашах и землянках…Когда возникла острая необходимость в укреплении жилища,а из-за холодного климата придумать как его сделать теплее.
Ответ третьего учащегося:-Дизайнер-это человек,который привносит в жизнь человека нечто красивое,функциональное,используя свои фантазию и навыки.Дизайн может быть разнообразным:Архитектурным,ландшафным,графическим и многим другим.
-Все правильно ребята.Теперь давайте начнем знакомиться с новой темой.
4.Работа у доски.
-И так давайте начнем создавать наш дом мечты.
-И начнем мы ее с простых геометрических фигур(квадрата,треугольника,круга,прямоугольника и т.д.)
Вызываем ученика к доске и говорим:-Давай нарисуем на доске фундамент.Какую геометрическую фигуру нам лучше использовать?
-Ответ:-Прямоугольник.
Почему прямоугольник?Потому,что эта фигура больше всего подходит и самая устойчивая.Нарисовали.
Выходит другой учащийся и рисует из любой геометрической фигуры продолжение.Он может ее разместить в любом месте(слева,справа,рядо,немного выше)выбор места и фигуры принципиального значения не имеет.После того как предмет был изображен на доске.Спрашиваем почему она находится именно в этом месте…
Далее по очереди выходят другие учащиеся и изображают фигуры в любом понравившемся месте,но с учетом того,что это все таки здание.
После того,как общие черты из фигур стали похожи на сооружение.Мы останавливаем и говорим:
-Молодцы,хорошо поработали,но что то нам в нашем «доме мечты»не хватает.
Выясняем,что не хватает и что необходимо добавить.
-Ответ учеников:-Не хватает окон,дверей,трубы от камина
-Правильно!Объясняем,что само здание мы построили,что все они хорошие архитекторы и теперь пришло время стать дизайнерами.т.е. необходимо привнести в дом красивые элементы декора,нарисовать окна и двери,построить крыльцо,поставить где то лавочку,посадить дерево и так далее.
Учащиеся так же по очереди начинают дорисовывать недостающие элементы и украшать декором здание!Прорисовывать тропинки и озеленять прилегающую территорию.В процесее рисования мы рассказываем детям,что прилегающая территория,на чем построен дом,деревья,кустарники,пруд-это все относится к ландшафному дизайну.Что само здание,красивые элементы-к архитектурному.Что нарисованная работа-является проектом,по которому можно сделать предварительный макет и многое другое,связанное с темой урока.
Но прежде чем мы закончим наш урок,обратите внимание на домашнее задание.Оно написано на доске.Вы должны будете дома создать свой дом-«дом будущего»,из тех же геометрических фигур,которые использовались на уроке.
5.Итоги урока.
Смотрим что в итоге у нас получилось.Благодарим за хорошую работу.
Одним из самых проблемных моментов при создании и обучения композиции,является:-Правильное и грамотное распределение элементов на плоскости.Необходимо объяснить,как правильно расположить предметы и фигуры,что они не тянули на себя внимание,что в итоге завершенная работа смотрелась целостной и единой композицией.Что композиция-одна из основных категорий художественного творчества.В отличие от рисунка,цвета,линии,объёма, пространства представляет собой не один из компонентов художественной формы,а художественно-образную,содержательно-формальную целостность-наиболее сложный и совершенный тип структуры,в котором все элементы органично связаны между собой.
Оценка результатов производилась по следующим показателям:количество вариантов(ассоциаций),оригинальность(уникальность),творческая составляющая и работа воображения.
Заключение.
На становление творческой личности ребенка,развитие его эмоциональной сферы,умения понимать прекрасное в природе,во взаимоотношениях с другими людьми среди прочих факторов оказывает влияние изобразительное искусство.Посредством восприятия изобразительного искусства у детей формируется представление об идеалах современников,о культуре прошлых эпох и нового времени.Овладевая изобразительно-выразительными навыками,дети приобщаются к элементарной творческой деятельности.Они получают возможность полнее передавать образы предметов и явлений окружающей действительности.
Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками,их задача-освободить и расширить такие источники энергии,как творчество и самостоятельность,пробудить фантазию,усилить способности детей к наблюдению и оценке действительности.
Список используемой литературы:
Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М. - JL: Искусство, 1940.
Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности. Начальная школа. – 1994.
Волков Н.Н. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1977.
Неменский Б.М. Культура Искусство - Образование: Цикл бесед. - М.: Центр ХКО, 1999.
Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 3. Основы композиции для учащихся 5-8 классов. Обнинск: Титул, 1996
© 2020, Разумовский Андрей Геннадьевич 490