СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Интеграция выразительных средств русского языка и изобразительного искусства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"Интеграция выразительных средств русского языка и изобразительного искусства"

Система уроков русского языка, как и система художественно-эстетического воспитания школьника, - два взаимосвязанных компонента обучения, один из которых является в одно и то же самое время началом и продолжением другого. Задача педагога - раскрыть в сознании, в чувствах детей взаимосвязь окружающего живого мира и мира слов, их взаимообусловленность, что самым непосредственным образом будет способствовать гармоничному развитию личности школьника. Этому как раз и способствуют интегрированные уроки русского языка и изобразительного искусства, позволяющие повысить уровень развития речевых умений и творческих способностей обучающихся. Свойства искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства.

В современной педагогической практике широко используется иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает произведения изобразительного искусства. Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках русского языка и литературы позволяет: - формировать высокую языковую культуру и внутренне единое художественно-эстетическое сознание;

устанавливать органическую связь между искусством слова и изобразительным искусством и совершенствовать более основательное понимание особенностей каждого из них; - формировать творческий подход к языковому образованию; глубоко понимать изучаемое. Именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и художественного творчества более успешно формируется не только определенный комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная культурная личность.

В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», а также посредством различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования и воспитания. Базисный учебный план позволяет преподавать различные интегрированные курсы искусства, которые получили широкое распространение во вновь открывающихся нестандартных типах учебных заведений. В программе «Изобразительное искусство и художественный труд» академика РАО Б.М.Неменского ведущей задачей в преподавании изобразительного искусства является задача формирования у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Это становится возможным, только если удастся закрепить в сознании ребенка понимание прочной связи искусства с его личным миром, с миром мыслей и чувств каждого человека. В программе приводится перечень не только зрительного, но литературного ряда.

Например тема «Воспевание труда в искусстве» - пословицы, поговорки, стихотворения. «Образ русского человека (женский образ» - Н.Некрасов. Отрывок из поэмы «Мороз Красный нос» (Есть женщины в русских селеньях.»), «Образ русского человека (мужской образ)» - фрагменты из былин. Тема «Все народы воспевают материнство» - В.Сухомлинский «Из писем к сыну» (4 класс); «Пейзаж родной земли» - стихи А.Пушкина, С.Есенина, Ф.Тютчева (6 класс).

В программе «Изобразительное искусство» члена - корреспондента РАО, доктора педагогических наук В.С.Кузина главной целью художественного образования является формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием. В основу программы положена система межпредметных связей с чтением и русским языком, что, по мнению авторов, позволяет углубить практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений, входящих в программные материалы по чтению. Содержание раздела «Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений. Например, иллюстрирование литературного произведения «Зимнее утро» А.С.Пушкина, иллюстрирование «Сказки о царе Салтане» А.С.Пушкина (3 класс); иллюстрирование басни И.Крылова «Ворона и Лисица», «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина (4 класс); тема «Материнство» (6 класс) - литературный ряд: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» (отрывок), Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок), стихи о матери, женщине.

Сравнивая творчество писателя, художника, композитора, дети понимают, что орудием писателя служит слово, художника - краски, музыканта - ноты. Изучение опыта работы учителей в вопросе интеграции позволяет сделать выводы, что проблема эта в настоящее время находится в стадии разработки, ищутся новые пути ее решения, новые подходы к пониманию путей интеграции изобразительного искусства и развития речи в школе. В программных материалах по изобразительному искусству Б.М.Неменского и В.С.Кузина есть много моментов сочетания изобразительного искусства и литературы, причем эти программы позволяют проводить интеграцию курса изобразительного искусства с курсом развития речи в начальной школе. Многие темы курса развития речи совпадают с темами курса изобразительного искусства по своим целям, что говорит о возможности их интеграции.

В программе В.С.Кузина значительная доля часов в начальной школе отводится иллюстрированию русских народных сказок. Например: иллюстрирование русской народной сказки «Колобок» (1 класс), иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Маши и медведь» (2 класс), иллюстрирование русской народной сказки «Снегурочка» (3 класс), иллюстрирование русской народной сказки «Морозко», «По щучьему велению» (4 класс), иллюстрирование русской народной сказки «Царевна - лягушка» (5 класс).

Сказочная форма наиболее близка миропониманию ребенка и удобна для изучения основ изобразительного искусства, основ композиции. На литературном материале русских народных сказок уже в первом классе дети усваивают понятие равновесие, также используют следующие композиционные средства: линию, цвет, движение, позу, характерные детали. Каждый учитель стремится развивать у ребенка на уроках изо художественно-образное мышление, воображение, фантазию.

Картинка помогает детям глубже понять текст, заметить детали, которые были не замечены во время чтения произведения.

Вот одна из иллюстраций к сказке В.Одоевского «Мороз Иванович». На рисунке видно, как Рукодельница старательно ухаживает за стариком Морозом Ивановичем. Сразу видно, что это добрая, заботливая девочка. Художник ее нарисовал светлыми красками, на лице у девочки улыбка. Рассматривая иллюстрации художника И.Кузнецова к этой же сказке, как Ленивица готовит кушанье: на столе беспорядок, все изображено в темных тонах, одежда у Ленивицы грязная, неаккуратно одета, лицо сердитое, - дети сделали вывод, что она не любит трудиться, ленивая.

Рассматривая иллюстрации, дети очень часто хотят нарисовать свои иллюстрации к произведению, в которых они изображают понравившийся, вдохновивший их эпизод Дети сами становятся художниками. Детский рисунок - это графический рассказ. Пока ребенок рисует, он думает о предмете своего изображения так, как если бы он о нем рассказывал. Представляя себя на месте сказочного героя и пытаясь найти свой выход из трудноразрешимой ситуации, ребенок учится мыслить творчески, оценивать сложившиеся обстоятельства, прогнозировать последствия своих действий. Репродукции картин русских художников И.Билибина, В.Васнецова, М.Нестерова, Н.Рериха усиливают образный, эстетический фон уроков. Они способствуют рождению новых сказочных образов, пробуждают фантазию, развивают воображение детей. Например, после рассматривания сказочных иллюстраций И.Билибина, можно предложить детям создать книжку-раскладушку и проиллюстрировать ее. Можно в рисунках проследить весь путь Василисы к Бабе-Яге, а на первой странице-обложке (как у Билибина) изобразить красивую, расписную дверь - волшебную дверь в сказку. Хорошую иллюстрацию в книге можно долго рассматривать, к ней интересно возвращаться ещё и ещё раз. Ведь часто за ней стоит огромный исследовательский труд художника, позволяющий сделать иллюстрацию в детской книжке достоверной, при всей, может быть, её фантастичности. Утварь, одежда, доспехи - всё это в иллюстрациях данных художников соответствует эпохе средневековой Руси, в которой действуют герои русских народных сказок, сказок А.Пушкина и др. Ребёнок постепенно открывает для себя всё новые и новые детали. С иллюстрацией он открывает для себя ещё мало знакомый мир.

Деятельность детей особенно активизируется во время проектной деятельности. Например: проект «Добрая сказка» (литература + ИЗО). Он предназначен для учащихся 5 класса и охватывает изучение раздела по литературе «Устное народное творчество». Работа над проектом помогает в формировании у детей чувства собственного достоинства, чувства прекрасного, развивает наблюдательность, творческие способности, умение давать полную характеристику героя, умение работать в команде, прививает любовь к родной культуре. Основными задачами проекта являются: выявление у обучающихся знания о сказках, формирование эмоционального, осознанного восприятия художественного текста, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений. В конце проекта каждый из детей сочиняет свою сказку и делает к ней иллюстрацию. В конечном итоге работы оформляются в книжку «Сказки 5 класса».

На уроках развития речи по описанию картин учителями активно используется иллюстративный материал. Учащиеся получают задание приготовить сообщение о художнике, чью картину будут описывать на уроке. Это расширяет кругозор, совершенствование умения извлекать главное, композиционно правильно строить сочинение. Решается и коммуникативная задача - воспитание умения слушать собеседника. Ребята знакомятся с работами художника, отражающими его мастерство и индивидуальность манеры. Рассказ учителя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Учитель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа), подводит детей к умению сравнивать одну картину с другой. Учащимся предлагается провести сравнительный анализ. Например, показав детям картины И.Левитана «Март» и А.Саврасова «Грачи прилетели», можно спросить, где, по их мнению, изображена ранняя и где поздняя весна. Вопрос «На какой картине изображен солнечный день?» - направляет внимание детей на колорит картины - сочетание красок, характерное для весеннего дня. Затем педагог просит детей рассказать о цветовых сочетаниях, передающих пасмурный день в картине «Грачи прилетели». Беседа может начаться с рассказа самого о картине. Затем путем вопросов нужно привлечь детей к активному выражению своих впечатлений. В других случаях, когда у детей развито умение рассматривать картины и воспитан интерес к ним, беседа прямо начинается с вопросов к детям. Иллюстрации к отдельным эпизодам произведения, а также иллюстрации-пейзажи могут быть активно использованы и для развития речи учащихся: по ним можно построить связный устный рассказ или выполнить несложную письменную работу.

Важную роль играет живопись на уроках литературы. Это, конечно, в первую очередь иллюстрации разных художников к произведениям, которые развивают у детей образное мышление, эстетический вкус, умение сравнивать и анализировать. Рассказывая биографию писателя, учитель иллюстрирует свой рассказ портретами, написанными разными художниками, изображающими писателя в разные моменты его жизни. Именно так дети могут получить целостное восприятие не только о личности, но и об эпохе. В в среднем звене и старших классах проводятся аналогии в тематике художественных произведений и произведений живописи. Можно показать, как представлена одна и та же тема в литературе и живописи (интегрированный урок литература+ИЗО (5 класс) «Художественный образ в литературе и изобразительном искусстве на примере сказки Г.К.Андерсена «Снежная королева», урок литературы в 10 классе по теме: «Как изображает войну писатель В.Гаршин и художник «В.Верещагин»; интегрированные уроки (литература + ИЗО) в 10-м классе: «Портрет в искусстве и литературе», «За что наказан Демон?» (Аналитическое чтение поэмы М.Ю.Лермонтова).

Беседу о действующем лице, литературном герое, можно начать после внимательного рассматривания иллюстрации, спросив у детей: кто изображен на рисунке, из чего это видно? Сопоставляя иллюстрацию с текстом, вникая в ее содержание и исполнение, ученики не только узнают, но и видят, глубже осмысливают и эмоционально сопереживают. Хочется вспомнить слова С.Маршака: «Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель. Автор должен дать возможность читателю и зрителю быть полноправным участником той реальности, которую создает художник. Читатель становится участником всего, что пережил и перечувствовал поэт. Именно на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор».

В заключении хочется отметить важность межпредметных связей русского языка, литературы и изобразительного искусства как одного из необходимых условий развития комплекса речевых умений и художественных способностей у учащихся. Восприятие художественных произведений литературы и изобразительного искусства носит схожую природу и дополняет друг друга. Такие уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в слово, в мир красок и звуков, помогают формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, её развитию и обогащению, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство окружающей действительности. Интегрированные уроки помогают учащимся глубже и основательнее понять ту или иную тему. Ученик многое получает от таких уроков: он учится сопоставлять факты, сведения из разных источников, находить аналоги. Повышается его кругозор, развивается мышление.

Одна из задач каждого учителя - подготовка ученика к взрослой жизни, к жизни в обществе. Интегрированные уроки помогают также более эффективно подготовиться к экзамену по русскому языку в выполнении части С - написании сочинения-рассуждения. Выстраивая рассуждение по проблеме, выпускник должен привести не менее двух аргументов из прочитанных художественных произведений, а также из жизни конкретных исторических личностей: музыкантов, художников, ученых, и т.д. Он должен уметь анализировать данный ему текст, выявить проблему, прокомментировать ее и изложить свои аргументы. Тут ему понадобится и читательский опыт, и жизненный опыт, и знания, почерпнутые при изучении других школьных предметов. Интегрированные уроки как нельзя лучше помогают в этом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. // Литература в школе. - 1996. - № 5. - С. 150-154.

2. Кололожвари И. Сеченикова Л. Как организовать интегрированный урок (о методике интегрированием образования)? //Народное образование. - 1996. - №1. - С. 87-89.

3. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка к семье. - М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995г. 4. Федорец Г.Ф. Проблема интеграции в теории и практике обучения (пути развития). Л-д, 1990г. 5. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя/ Сост. Лабковская Г.С. М., 1983г.

Категория: ИЗО
04.08.2015 00:32


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!