СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ КОМПОНЕНТ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                                                                                                                              «Национальное искусство – тот дом, из которого                                                                                                                                                 ребенок отправляется по дорогам мирового                                                                                                                                                     искусства…»

                                                                                                                                                                                              Б.М. Неменский

 

     Сегодня современная школа находится в разнообразной богатой культурной среде, которая может обеспечить каждому ребенку, независимо от происхождения и семейных традиций, пространства для развития в широком контексте. Задача воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, свою малую родину, свой народ не может быть выполнена без приобщения к духовным богатствам своего народа. Особенностью народной культуры является то, что в условиях постоянно меняющихся исторических ситуаций, уклада общественной жизни она не подвержена коренной трансформации, она стабильна благодаря вековому отбору жемчужин народной мудрости. Поэтому этнокультура - это и источник обновления содержательной основы современного воспитания, и традиционное этническое средство формирования личности. Знание истоков народного творчества, его художественной природы и духовных ценностей составляет неотъемлемую часть духовной культуры ученика.

    В условиях Российской Федерации с ее многонациональным составом воспитание подрастающих поколений должно строиться на поликультурной основе. Актуальным становится воспитание эмоциональной отзывчивости и чувства уважения к культуре народа другой национальности параллельно с формированием осознания своего национального «я». Изучение регионального искусства является важным компонентом художественного образования. Именно через искусство и культуру своего народа, созвучие основных тем в искусстве разных народов, принципы народного и декоративно-прикладного искусства народов мира возможно эффективное приобщение детей к многообразной, интересной яркой сокровищнице мировой художественной культуры.

    В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, разработанным с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации, идея сохранения и развития культуры нашей страны является приоритетной и распространена в современной школе. Национально-региональный компонент в содержании стандарта художественного образования включает знания об исторических и культурных традициях региона; об  искусстве, как народном, так и профессиональном, о его наиболее ярких представлениях. Специфика развития каждого конкретного региона, национальные и культурные традиции населяющих его народов определяют своеобразие содержания регионального компонента художественного образования.

       Культурное пространство образовательного учреждения сегодня становится средой, где взрослыми задаются образцы поведения, деятельности, отношения к себе и миру. Наша задача состоит в том, чтобы создать такое пространство, которое бы отвечало всем запросам времени, но не отрывало человека от корней. Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе этнокультурных традиций будет эффективным, если:

- усвоение учащимися гуманистических ценностей в организуемой учителем деятельности базируется на принципах национальной идеи и адекватности общечеловеческим нравственным ценностям;

- этнический компонент содержания духовно-нравственного воспитания, реализуемый в учебно-воспитательном процессе школы, стимулирует развитие и становление представлений о своей принадлежности к этнокультуре и о месте этой культуры в ряду других этнических культур;

- приобщение учащихся к этнокультурным традициям сочетается с развитием способности детей понимать себя и другого человека в качестве субъекта этнокультуры;

- включение учащихся в разнообразные виды деятельности становится отправной точкой для деятельностного освоения пространства народной культуры.                                                                                                            

      Под этнокультурным компонентом мы понимаем все то, что способствует развитию творческих возможностей ребенка, дает более полное представление о богатстве национальной культуры, уклада жизни народа, его истории, языка, литературы, духовных целях и ценностях, что способствует развитию всесторонне гармонически развитой личности, патриота своей Родины, человека высоко- нравственного, толерантного к народам мировой цивилизации.

      Этнизация образования представляется как необходимый этап на пути общероссийской национально-культурной интеграции, которая осуществляется как актуализация этнических ценностных доминант, культурных традиций, мировосприятия своего народа, поскольку, чтобы усваивать ценности другой культуры, необходимо полноценно пережить процесс этнокультурной самоидентификации. В рамках становления общероссийской ментальности конструктивное взаимодействие национальных и глобальных ценностей, развитие ментальных черт каждого народа являются необходимыми условиями духовно-нравственного развития гражданина России.

       «Чем лучше будем знать прошлое, тем легче, тем глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего», говорит А.М. Горький. Народная педагогика, являясь итогом коллективной многовековой творческой мысли многих поколений, выражением интересов большинства, порождает свои воспитательные традиции. Отражая общечеловеческие идеи, народная педагогика отражает особенности каждого народа. Великий русский педагог  К. Д. Ушинский писал: «У каждого народа своя система воспитания. Опыт других народов в деле воспитания есть драгоценное наследие для всех, но точно в том, же смысле, в котором опыт всемирной истории принадлежит всем народам. Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен питать свои силы». Как справедливо пишут Г. И. Батурина, Т. Ф. Кузина, «именно сейчас, в тяжелых экономических и социальных условиях, в период падения духовности и нравственных принципов народная педагогика, традиционная культура воспитания и традиционная культура народов России должны стать для подрастающего поколения тем стержнем, который может спасти не только наших детей, но и будущее России от многих бед». Российская школа в современных социокультурных условиях должна быть направлена на умственное воспитание, приоритет духовных ценностей,  должна опираться на национальные идеалы, культуру. Не растратить, сохранить свое «Я», интеллектуальное, национальное, духовное, – главнейшая задача отечественного образования.

     Поликультурное образовательное пространство при изучении изобразительного искусства формируется через создание условий, в которых происходят одновременное освоение и осмысление собственной национальной культуры и культуры других народов, освоение всего полиэтнического мира, в котором живет ребенок. На личность человека влияют такие моменты, как национальное бытие, национальная культура, родной язык и литература, национальная история, национальные традиции и многое другое. Эту задачу можно решить на уроках изобразительного искусства, так как рисование, художественный труд, так же как и музыка, является самым выразительным и доступным для детского восприятия искусством. Формированию основ целостной эстетической культуры личности ребенка способствует комплексное изучение искусства. Исходя из того, что национально-региональный компонент подразумевает не толь­ко художественное, но и краеведческое образование, изучение искус­ства должно проходить в тесной взаимосвязи с географией и историей края, политическим, экономическим и культурным положением его на разных этапах развития. Изучение родной культуры невозможно без использования интегрированных занятий. Отношение к народному искусству как к целостной художественно-эстетической системе позво­ляет интегрировать ряд дифференцированных учебных предметов: русского языка, литературы, музыки, изобразительного искусства, трудового обучения, которые дополняют и углубляют друг друга.

    Учителя изобразительного искусства, работающие и знающие программу Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», легко вводят национальный компонент в свои уроки, так как цели и задачи программы это предусматривают. Учащиеся, уже с первого класса  начинают знакомиться со своей малой Родиной. Во второй четверти с Мастером Украшения они  впервые узнают о мордовском орнаменте, об узорах и символах. Сами учатся их рисовать и  находить на предметах быта, одежде, головных уборах. А в третьей четверти, вместе с другим Мастером - Мастером Постройки, они путешествуют по столице республики и обращают внимание на архитектурные постройки, на площади и проспекты города, на дома, в которых они живут, достопримечательности родного города. И во втором, и в третьем классе учителю  необходимо обращаться к искусству своей малой Родины. Так в третьем классе темы четвёртой четверти рассказывают о музеях и жанрах изобразительного искусства, и учитель может рассказать не только о нашем знаменитом музее имени Степана Эръзи, но и о художниках и скульпторах Мордовии, ведь наша республика богата знаменитыми самобытными мастерами. В 4 классе, после изучения культуры России, учитель  знакомит учащихся с искусством и культурой мордовского края, рассказывая об национальных  особенностях мордовского народа, добавив темы праздников и рассказы о древних обрядах, легендах и сказаниях мордвы.

       Начальная школа заканчивает один цикл национального компонента, а средняя школа дополняет  и раскрывает новые элементы, предназначенные для учащихся старшего возраста. В художественной культуре мордвы  народное искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывно связанное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа. Так пятый класс рассказывает не только об особенностях исконно русского жилья, но и находит параллель с  избой мордвы, а женский  костюм «мокшанки» будет соперничать с красотой русского сарафана и с головным украшением «эрзянской» девушки. Идет изучение народных промыслов мордовского края, их истоков и современное развитие промыслов сегодня. Мифы Древней Греции седьмого класса переплетаются с мифами мордвы о «виряве» и «ведяве», а исторические эпизоды Суворова и Кутузова с морскими боями нашего знаменитого земляка Фёдора Ушакова.  Происходит знакомство с мордовскими художниками прошлого и современности. Ведь  история Мордовии неразрывно связана с историей великой России. И опора на национальную культуру делает естественным приобщение детей не только к русскому, но и к  мордовскому фольклору, его изобразительному творчеству, литературным сказкам и мифам, учащиеся познают свою родную культуру, у них возникает интерес к изучению национальной  художественной культуры.

       Возрастающий, в настоящее время, интерес к национальной культуре повышает духовный потенциал личности. Освоение искусства род­ного края как мира целостной культуры, его нравственных и духовных ценностей помогает раскрыть в душе личности человеческие качества, связывающие ее со своим народом, родным домом, краем, Отечест­вом; наглядно демонстрирует ее моральные и эстетические ценности, художественные вкусы; является частью ее истории. Путь развития каждой культуры своеобразен, поэтому наряду с системой общечело­веческих ценностей личность, развиваясь, присваивает ценности, свой­ственные той стране, тому обществу, в котором она живет.

       Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на сего­дняшний день наиболее актуальным вопросом является включение регионального компонента в систему художественного образования, способствующего национальному воспитанию и становлению духовно развитой личности.

        В настоящее время возрождается интерес к изучению народной культуры, традициям народного декоративного искусства. Приобщение к «народному искусству» происходит не только через восприятие, но и через практическую деятельность «единства» и взаимодействия искусства с жизнью. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.

        Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы пройдены с опорой на возрастные особенности школьника, выпускник школы найдет своё место в современном сложном многополярном мире, став достойным представителем своего народа и своей страны, не теряющим культурной самоидентификации на протяжении своей жизни.

Категория: ИЗО
12.01.2015 15:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей