СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Одним из универсальных направлений в развитии личности, является эстетическое воспитание. Основы эстетической культуры закладываются в младшем школьном возрасте, приобретая полноценность при дальнейшем самообразовании и саморазвитии личности, приводящих к осознанию себя участником и субъектом эстетической деятельности.
Развитие у детей способности воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям, отличать действительно прекрасное от безобразного, развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное - это и есть эстетическое воспитание.
Изучение вопросов эстетического воспитания требует рассмотрения понятия «эстетика»,
(от греч. aisthetiris – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию) – наука о прекрасном. В эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека.
Художественно-эстетическое воспитание направлено на развитие способностей школьников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Художественно-эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств: на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства, во внеурочное время и в дополнительном образовании.
Миссией образования является формирование нравственного, образованного, трудолюбивого, физически и духовно развитого, способного к саморазвитию и творчеству, любящего свой край и свое Отечество гражданина. Для ее разрешения было принято решение о создании системы школьного образования с этнокультурным компонентом с целью возрождения народной культуры воспитания обучающихся как преемников, носителей и продолжателей этнокультурных традиций. Этнокультурный компонент базисного учебного плана во многом дает возможность более полно представить богатство национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, традиции социальной нормы поведения, духовные цели и ценности. Изучение традиционной народной культуры является одним из приоритетных направлений работы нашей школы.
Погружение в этнокультуру родного края осуществляются на уроках музыки. Музыка как предмет эстетического цикла играет большую роль в нравственном, художественном воспитании и интеллектуальном развитии обучающихся, приобщает их к духовным ценностям этнической культуры.
Художественно-эстетическое воспитание на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые
современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
На протяжении всех лет обучения школьники получают теоретические знания о самобытных жанрах народной музыкальной культуры, выдающихся русских композиторах и исполнителях, участвуют в практической музыкальной деятельности по восприятию и исполнению музыки русского народа.
Работая на уроках я выбираю методы, которые способствуют развитию музыкально-слуховых представлений, творческой фантазии, воображения, исполнительской выразительности.
В своей работе я использую разные виды музыкальной деятельности:
хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-
ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные,
пластические и т.д.), игра на народных инструментах, инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало обучающихся находит отражение в размышлениях о музыке, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений или изображающие музыкальные инструменты.
В основе всех видов деятельности на уроке, лежит восприятие музыки. Поэтому для развития музыкального восприятия, а вместе с тем и для развития разнообразных музыкальных эмоций необходимо знакомить обучающихся с высокохудожественными образцами музыки различных культур и с музыкальной культурой своего народа, включающий в себя лирические песни, героические баллады, игровые, обрядовые песни, потешки и дразнилки из детского фольклора, колыбельные песни, пестушки, прибаутки, песни-игры, детских народные песнях. Народные песни, танцы, мелодии не только способны повлиять на формирование эстетического вкуса младших школьников, но и на их духовное развитие, на процесс социализации в условиях межэтнической и межконфессиональной напряженности.
Приобщение к народному искусству осуществляется на уроках музыки, различными формами уроков: интегрированные уроки, уроки – характеристики, конкурс исполнителей, урок-викторина, урок-путешествие, урок-игра, урок с прослушиванием музыки с последующим её осмыслением, урок-концерт.
Основным приёмом музыкального обучения и способом практического освоения учебного материала в начальной школе является игра. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей
музыкального искусства доступным и увлекательным. Игра воспринимается ими и как потребность в расширении своих интересов, и как потребность в раскрытии самих себя, и как потребность в коллективном общении. Игра на уроке, в большинстве случаев, сопровождается песней. Постичь, понять песню помогает ее сюжет, смысл, содержание. Ребята еще плохо разбираются в жанрах, но с большим удовольствием исполняют песни с движениями: «Берёзка», «Весёлый музыкант».
Также для создания на уроке и во внеклассной деятельности творческую и эмоциональную обстановку я использую следующие приёмы:
народные песни «Тень – тень», «Солдатушки», в которых обучающиеся всего класса делятся по ролям и поют слова своих персонажей изображая их движениями.
свои чувства, рисуя различные линии, которые, как им кажется, могут выразить их отношение к прослушанному произведению.
Например, класс делиться на группы. Первая группа изображает шуршание листвы, вторая-как дует ветер, третья-капли дождя и т.д., в итоге получается музыкальная картина природы.
(«Дедушка дерево»). Также я использую на уроке приёмы здоровьесберегающих технологий, которые позволяют обучающимся расслабиться:
сосредоточенного отношения к звучащей музыке, обучающиеся закрывают глаза, и слушая музыкальное произведение представляют разные картины, после прослушивания дети делятся своими мыслями, рассказывают о том, что представляли в процессе слушания музыки.
слушают звуки вокруг себя, а потом все ребята делятся впечатлениями об услышанном в классе, в школе, на улице.
мысли, которые у них возникают в процессе слушания музыки.
уделяю им 1-2 минуты. Можно использовать любую физкультминутку, только придумать к ней мелодию. Здесь важно давать свободу творчества для обучающихся и они с удовольствием сами будут придумывать мелодии и танцевальные движения.
Учитывая запросы сегодняшнего дня, я стараюсь искать новые пути приобщения воспитанников к традициям народной культуры. Моя задача состоит в том, чтобы создать условия для развития творческого потенциала воспитанников через понимание ценности и мудрости народного искусства, создать атмосферу принятия народной культуры, радости, сотворчества, свободы выбора.
© 2018, Фокина Юлия Валерьевна 2053