СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Некоторые семейные обряды современного села (на примере с. Красногорского УР

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Некоторые семейные обряды современного села (на примере с. Красногорского УР)»

Обряд – важная часть социально-нормативной культуры этноса. Традиционная классификация обрядности связана с разделением их на семейные и календарные. В данной работе речь пойдет о семейных обрядах, а именно обрядах, связанных с рождением ребенка и проводами в армию.

Рождение — появление человека на свет. Рождение детей осознавалось как главная цель брака и главное предназначение женщины, а также значимость мужчины. Все обряды, связанные с рождением ребенка, и у русских и у удмуртов можно разделить на три группы. Первая группа – родильные обряды, вторая группа - обряды, связанные с рождением ребенка, третья группа - обряды очищения роженицы и бабы – повитухи.

В отличии от родильных обрядов, обряды, связанные с проводами в армию не является «естественным» следствием существования человека как биологического существа — рождающегося, стареющего и умирающего. Он появляется в конкретное историческое время и представляет собой реакцию культуры на ситуацию, задаваемую извне. Поводом для ее появления стало введение института рекрутства в начале XVIII века в ходе петровских реформ. Происходившие на протяжении XIX и XX вв. изменения в сроках службы и порядке набора так или иначе влияли на обрядность. Однако ритуал проводов в армию продолжает свое существование и сейчас.

Говоря об актуальности выбранной темы, следует отметить, что в последние годы увеличивается число браков, и стала очевидной тенденция к увеличению рождаемости. А в условиях современной российской действительности, когда общество находится на новом витке своего развития, этому самому обществу необходимы новые, умные люди. И на семью возлагаются задачи рождения и воспитания нового поколения. Поэтому такая тема, как семейные обряды (в частности, родильный и рекрутский обряды) являются достаточно актуальной и представляющий научный и практический интерес. К тому же, возрождение обряда проводов в армию поможет поднять статус призывника и отразить его активную позицию – служение Отечеству.

Проблема семейных обрядов русских и удмуртов нашла отражение в работах многих этнографов. Но стоит отметить, что если обряды, связанные с рождением достаточно освещены в литературе, то обряды, связанные с проводами в армию, освещены не достаточно. Из имеющегося списка литературы нам удалось выделить материал, который будет использован в качестве теоретической базы в данном исследовании.

Итак, целью настоящей работы является характеристика родильных и рекрутских обрядов в культурной реальности и по представлениям жителей современного села.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Охарактеризовать родильный и рекрутский обряд в традиционной культуре удмуртов и русских
  2. Выделить наиболее заметные изменения, произошедшие в обрядовой жизни современной семьи (при помощи опроса респондентов разного возраста)

Чтобы решить вышеперечисленные задачи и достигнуть поставленной цели, нами было проведено наблюдение и опрос жителей с. Красногорское.

При проведении данного исследования основным источником послужили полевые материалы, полученные нами от жителей с.Красногорского. В процессе личного наблюдения и опроса в виде интервью были получены интересные материалы, которые мы занесли в таблицу. Опрос проводился в 2012 году по двум вопросникам. Все респонденты жители с. Красногорское. В опросах по обеим темам приняли участие 32 человека, причем некоторые из них отвечали на вопросы сразу двух опросников. Большинство опрашиваемых – это русские. Это можно объяснить тем, что в селе преобладает русское население. По родильному обряду опрошено было больше женщин, нежели мужчин. Это легко объяснить тем, что мужчины сложнее, чем женщины, идут на контакт с посторонним человеком; тем более, когда дело касается их семьи. Поэтому основные сведения по интересующей нас теме были получены от респондентов женского пола. Во втором же опросе, касающемся рекрутского обряда, основная часть респондентов - это мужчины, причем большинство из них проходили службу в армии. Образовательный уровень наших респондентов неодинаков: есть респонденты с высшим, средне-специальным, обще-специальным и начальным образованием. Возрастной состав респондентов также не одинаков, поскольку мы старались опрашивать людей разных возрастов. Наиболее подробную информацию о проводимых ранее, обрядах, связанных с рождением ребенка, проводами в армию, мы получили от пенсионеров и представителей зрелого возраста. Об обрядах сегодняшнего дня нам поведало молодое поколение респондентов. Это говорит о том, что семейные обряды сопровождают человека всю его жизнь, служат для него ориентиром. И передаваясь из поколения в поколение, видоизменяясь внешне и внутренне, они не теряют свою ценность. Но, к сожалению, сегодня, в век информационных технологий, мы не до конца понимая их важности, не отдаем семейным обрядам должного значения.

Рассмотрев родильный и рекрутский обряд можно сделать следующие выводы.

Родильные обряды и сегодня сохраняют свою структуру, но частично утратили свои мифологические и религиозные представления. Большинство жителей современного села, с трудом называют обряды, связанные с рождением ребенка, и затрудняются объяснить значение данных обрядов. Лишь небольшая часть респондентов раскрывают содержание обрядов (в основном, это люди старшего возраста).

Традиционно, все обряды, связанные с рождением, можно разделить на 2 группы. Первая группа – родильные обряды (обряды, предшествующие родам и связанные с ним). Они прежде всего говорят о представлениях того времени беременной как нечистой. На беременную налагались определенные ограничения, но в то же время она пользовалась всеобщим уважением и все ее прихоти исполнялись.

Вторая группа обрядов – обряды, связанные с рождением ребенка. Они продолжались от рождения до годовщины. Далее церковное крещение и обед в честь ребенка, крестины. Обычно в годовщину осуществлялся обряд первой стрижки ребенка. В эту же группу можно отнести обряды очищения роженицы и бабы – повитухи, связанные с омовением водой и церковный обряд, проходивший через сорок дней, после которого роженице вновь разрешалось посещать церковь.

Достаточно устойчивыми к новациям остаются запреты в период беременности, визиты к роженице и новорожденному с подарками, крещение ребенка. Поскольку роды проходят в родильных домах эти обряды сместились и проводятся в ближайшие дни после выписки, также теперь бабку-повитуху заменяет медперсонал. Сама выписка из роддома приобрела праздничный оттенок – родственники дарят подарки самой роженице и медперсоналу.

Говоря о рекрутском обряде, следует отметить, что время рекрутского обряда неоднородно. По мере разворачивания обрядового сценария изменяется соотношение ритуальных и повседневных форм поведения участников обряда. Различные эпизоды (и этапы) обряда проводов в армию отмечаются специфическими поведенческими стратегиями его участников: рекрута по отношению к окружающим и окружающих (односельчан, ровесников, родных) по отношению к рекруту.

По мнению жителей с.Красногорского УР, обряды, связанные с проводами в армию, продолжают играть большую роль в жизни населения. Все жители знакомы с рекрутскими обрядами, считают их неотъемлемой частью обрядовой жизни. Феномен армейской службы остается. Эта служба сложна, армия продолжает ассоциироваться как жизненно – опасная ситуация. Опасность заключается не только в возможности попасть в «горячую точку», но и подвергнуться «дедовщине».

Таким образом, можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на изменение традиционной обрядности. Это экономический фактор, который подразумевает то, что стремясь уменьшить затраты и время люди видоизменяют обряды или их элементы. Также свое влияние оказывает культурный фактор: взаимодействие разных этносов и национальностей (на примере с. Красногорского УР это русских и удмуртов) ведет к смешению, взаимовлиянию культур и обрядности. Но несмотря на все эти изменения, в обрядах сохраняются и традиционные элементы. Этому в большей степени способствует консерватизм жителей села, а также передача опыта старшего поколения младшему.

Характеристика респондентов

Родильный обряд

Рекрутский обряд

Общее число респондентов

20

20

Национальность

Русские

Удмурты

16

4

15

5

Пол

Жен.

Муж.

14

6

3

17

Возраст

Молодежь

Зрелый возраст (35- 55 лет)

Пенсионеры

8

9

3

8

9

3

Образование

Высшее

Средне-специальное

Обще-специальное

Начальное

3

13

2

2

1

17

-

2

Характеристика респондентов

Родильный обряд

Рекрутский обряд

Общее число респондентов

20

20

Национальность

Русские

Удмурты

16

4

15

5

Пол

Жен.

Муж.

14

6

3

17

Возраст

Молодежь

Зрелый возраст (35- 55 лет)

Пенсионеры

8

9

3

8

9

3

Образование

Высшее

Средне-специальное

Обще-специальное

Начальное

3

13

2

2

1

17

-

2

Категория: История
14.01.2018 13:06


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!