СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Некоторые семейные обряды современного села (на примере с. Красногорского УР)»
Обряд – важная часть социально-нормативной культуры этноса. Традиционная классификация обрядности связана с разделением их на семейные и календарные. В данной работе речь пойдет о семейных обрядах, а именно обрядах, связанных с рождением ребенка и проводами в армию.
Рождение — появление человека на свет. Рождение детей осознавалось как главная цель брака и главное предназначение женщины, а также значимость мужчины. Все обряды, связанные с рождением ребенка, и у русских и у удмуртов можно разделить на три группы. Первая группа – родильные обряды, вторая группа - обряды, связанные с рождением ребенка, третья группа - обряды очищения роженицы и бабы – повитухи.
В отличии от родильных обрядов, обряды, связанные с проводами в армию не является «естественным» следствием существования человека как биологического существа — рождающегося, стареющего и умирающего. Он появляется в конкретное историческое время и представляет собой реакцию культуры на ситуацию, задаваемую извне. Поводом для ее появления стало введение института рекрутства в начале XVIII века в ходе петровских реформ. Происходившие на протяжении XIX и XX вв. изменения в сроках службы и порядке набора так или иначе влияли на обрядность. Однако ритуал проводов в армию продолжает свое существование и сейчас.
Говоря об актуальности выбранной темы, следует отметить, что в последние годы увеличивается число браков, и стала очевидной тенденция к увеличению рождаемости. А в условиях современной российской действительности, когда общество находится на новом витке своего развития, этому самому обществу необходимы новые, умные люди. И на семью возлагаются задачи рождения и воспитания нового поколения. Поэтому такая тема, как семейные обряды (в частности, родильный и рекрутский обряды) являются достаточно актуальной и представляющий научный и практический интерес. К тому же, возрождение обряда проводов в армию поможет поднять статус призывника и отразить его активную позицию – служение Отечеству.
Проблема семейных обрядов русских и удмуртов нашла отражение в работах многих этнографов. Но стоит отметить, что если обряды, связанные с рождением достаточно освещены в литературе, то обряды, связанные с проводами в армию, освещены не достаточно. Из имеющегося списка литературы нам удалось выделить материал, который будет использован в качестве теоретической базы в данном исследовании.
Итак, целью настоящей работы является характеристика родильных и рекрутских обрядов в культурной реальности и по представлениям жителей современного села.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Чтобы решить вышеперечисленные задачи и достигнуть поставленной цели, нами было проведено наблюдение и опрос жителей с. Красногорское.
При проведении данного исследования основным источником послужили полевые материалы, полученные нами от жителей с.Красногорского. В процессе личного наблюдения и опроса в виде интервью были получены интересные материалы, которые мы занесли в таблицу. Опрос проводился в 2012 году по двум вопросникам. Все респонденты жители с. Красногорское. В опросах по обеим темам приняли участие 32 человека, причем некоторые из них отвечали на вопросы сразу двух опросников. Большинство опрашиваемых – это русские. Это можно объяснить тем, что в селе преобладает русское население. По родильному обряду опрошено было больше женщин, нежели мужчин. Это легко объяснить тем, что мужчины сложнее, чем женщины, идут на контакт с посторонним человеком; тем более, когда дело касается их семьи. Поэтому основные сведения по интересующей нас теме были получены от респондентов женского пола. Во втором же опросе, касающемся рекрутского обряда, основная часть респондентов - это мужчины, причем большинство из них проходили службу в армии. Образовательный уровень наших респондентов неодинаков: есть респонденты с высшим, средне-специальным, обще-специальным и начальным образованием. Возрастной состав респондентов также не одинаков, поскольку мы старались опрашивать людей разных возрастов. Наиболее подробную информацию о проводимых ранее, обрядах, связанных с рождением ребенка, проводами в армию, мы получили от пенсионеров и представителей зрелого возраста. Об обрядах сегодняшнего дня нам поведало молодое поколение респондентов. Это говорит о том, что семейные обряды сопровождают человека всю его жизнь, служат для него ориентиром. И передаваясь из поколения в поколение, видоизменяясь внешне и внутренне, они не теряют свою ценность. Но, к сожалению, сегодня, в век информационных технологий, мы не до конца понимая их важности, не отдаем семейным обрядам должного значения.
Рассмотрев родильный и рекрутский обряд можно сделать следующие выводы.
Родильные обряды и сегодня сохраняют свою структуру, но частично утратили свои мифологические и религиозные представления. Большинство жителей современного села, с трудом называют обряды, связанные с рождением ребенка, и затрудняются объяснить значение данных обрядов. Лишь небольшая часть респондентов раскрывают содержание обрядов (в основном, это люди старшего возраста).
Традиционно, все обряды, связанные с рождением, можно разделить на 2 группы. Первая группа – родильные обряды (обряды, предшествующие родам и связанные с ним). Они прежде всего говорят о представлениях того времени беременной как нечистой. На беременную налагались определенные ограничения, но в то же время она пользовалась всеобщим уважением и все ее прихоти исполнялись.
Вторая группа обрядов – обряды, связанные с рождением ребенка. Они продолжались от рождения до годовщины. Далее церковное крещение и обед в честь ребенка, крестины. Обычно в годовщину осуществлялся обряд первой стрижки ребенка. В эту же группу можно отнести обряды очищения роженицы и бабы – повитухи, связанные с омовением водой и церковный обряд, проходивший через сорок дней, после которого роженице вновь разрешалось посещать церковь.
Достаточно устойчивыми к новациям остаются запреты в период беременности, визиты к роженице и новорожденному с подарками, крещение ребенка. Поскольку роды проходят в родильных домах эти обряды сместились и проводятся в ближайшие дни после выписки, также теперь бабку-повитуху заменяет медперсонал. Сама выписка из роддома приобрела праздничный оттенок – родственники дарят подарки самой роженице и медперсоналу.
Говоря о рекрутском обряде, следует отметить, что время рекрутского обряда неоднородно. По мере разворачивания обрядового сценария изменяется соотношение ритуальных и повседневных форм поведения участников обряда. Различные эпизоды (и этапы) обряда проводов в армию отмечаются специфическими поведенческими стратегиями его участников: рекрута по отношению к окружающим и окружающих (односельчан, ровесников, родных) по отношению к рекруту.
По мнению жителей с.Красногорского УР, обряды, связанные с проводами в армию, продолжают играть большую роль в жизни населения. Все жители знакомы с рекрутскими обрядами, считают их неотъемлемой частью обрядовой жизни. Феномен армейской службы остается. Эта служба сложна, армия продолжает ассоциироваться как жизненно – опасная ситуация. Опасность заключается не только в возможности попасть в «горячую точку», но и подвергнуться «дедовщине».
Таким образом, можно выделить ряд факторов, оказывающих влияние на изменение традиционной обрядности. Это экономический фактор, который подразумевает то, что стремясь уменьшить затраты и время люди видоизменяют обряды или их элементы. Также свое влияние оказывает культурный фактор: взаимодействие разных этносов и национальностей (на примере с. Красногорского УР это русских и удмуртов) ведет к смешению, взаимовлиянию культур и обрядности. Но несмотря на все эти изменения, в обрядах сохраняются и традиционные элементы. Этому в большей степени способствует консерватизм жителей села, а также передача опыта старшего поколения младшему.
Характеристика респондентов
|
Родильный обряд |
Рекрутский обряд |
Общее число респондентов |
20 |
20 |
Национальность Русские Удмурты |
16 4 |
15 5 |
Пол Жен. Муж. |
14 6 |
3 17 |
Возраст Молодежь Зрелый возраст (35- 55 лет) Пенсионеры |
8 9 3 |
8 9 3 |
Образование Высшее Средне-специальное Обще-специальное Начальное |
3 13 2 2 |
1 17 - 2 |
Характеристика респондентов
|
Родильный обряд |
Рекрутский обряд |
Общее число респондентов |
20 |
20 |
Национальность Русские Удмурты |
16 4 |
15 5 |
Пол Жен. Муж. |
14 6 |
3 17 |
Возраст Молодежь Зрелый возраст (35- 55 лет) Пенсионеры |
8 9 3 |
8 9 3 |
Образование Высшее Средне-специальное Обще-специальное Начальное |
3 13 2 2 |
1 17 - 2 |
© 2018, Пономарева Дарья Вячеславовна 432