СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Немного о Викторе Пелевине

Нажмите, чтобы узнать подробности

Писатель Виктор Пелевин до сих пор остается одной из самых загадочных личностей отечественной литературы. Среди его поклонников ходят мнения, что романы за В.Пелевина пишет группа авторов или даже компьютер.

Известный московский журналист Алексей Беляков даже начал свой короткий биографический очерк о писателе следующим заявлением: «Прежде всего, надо условиться: Виктор Олегович Пелевин - вполне реальное существо, проживающее в Чертаново. Так что те, кому больно расставаться с образом виртуального автора «чумовых» романов, могут сразу переходить к чтению последнего из них». Но буквально через строчку Беляков сам становится жертвой виртуальной мифологии: «Он родился в 1962 году и детство с юностью провел в подмосковном городе Долгопрудный, который был воспет группой «Дюна», еще раньше прославился своим Физико-техническим институтом».

Приведенные выше биографические сведения действительно можно найти в Интернете. Но это блеф. В официальных, написанных рукой самого Пелевина автобиографиях в различные советские учреждения совсем другие сведения. Вот, например, автобиография, приложенная к заявлению о приеме в члены Союза журналистов СССР.

«Я, Пелевин Виктор Олегович, родился 22 ноября 1962 года в г. Москве. В 1979 году закончил среднюю школу №31. В 1979 году поступил в МЭИ, который закончил в 1985 году. В 1987 году поступил в очную аспирантуру МЭИ, где учился до 1989 года. В 1989 году поступил в Лит. институт им. Горького. С 1989 года работал штатным корреспондентом журнала «Face to Face» в течение года. С того же времени сотрудничал с различными газетами и журналами, выходящими в г. Москве. 1 декабря 1993 г.» К заявлению приложен и список публикаций[1].

Н. Кочеткова в своей статье «60 современных российских писателей: краткий справочник» пишет о Викторе Пелевине следующее: самый молодой и при этом самый бесспорный из упоминаемых здесь культовых авторов. Нигде так ярко и беспощадно не описан путь думающей российской молодёжи 80–90-х (которая сейчас, повзрослев, добралась и до высоких постов) из трепетных творцов в циничные «криейторы», как в романах и рассказах Пелевина – несмотря на что, что по его собственному уверению, действие их разворачивается «в абсолютной пустоте». Пелевин последовательно избегает публичных жестов, и в его случае это приносит плоды. Достаточно сказать, что главная интрига на майском вручении премии «НацБест десятилетия» заключалась не в том, «кто получит премию?» (и причитающиеся к ней 100 000 долларов, которые устроители поклялись отдать только лично в руки победителю, а иначе они просто «сгорят»), а – «явится ли Пелевин?». Пелевин, как водится, не явился[2].

В декабре 2009 года по опросу авторитетного сайта openspace.ru Виктор Пелевин был назван главным интеллектуалом России[3].

По рейтингу наиболее читаемых авторов 2013 года он снова был назван первым.

Произведения Виктора Пелевина изданы в переводах в США, Англии, Франции.

«Он, несомненно, один из самых востребованных или, как любят ныне выражаться, культовых представителей современной российской словесности»[4], – пишет в своей статье доцент, кандидат педагогических наук Ю.Щербина.

Прозу Виктора Пелевина и читатели, и критики оценивают очень по-разному, нередко — прямо противоположным образом. Но каждая его книга неизменно оказывается в самом центре читательского внимания. Пелевин, несомненно, один из самых востребованных — или, как любят ныне выражаться, — культовых представителей современной российской словесности[5].

Критики отмечают, что его читают и те самые интеллектуалы, и менеджеры по продажам, и девушки на ресепшн в каком-нибудь «Газпроме». Его книгу можно купить в киоске на ближайшей станции метро и встретить в названии кандидатской диссертации «Неомифологизм в структуре романов В. Пелевина». Хлесткие цитаты из его сатирических романов уходят в народ, как в XIX веке расходились афоризмы из «Горя от ума». Пелевина переводят на японский, экранизируют русские режиссеры и ставят на сцене немцы. Бизнесмены заимствуют из его романов идеи продуктов и слоганы – и создают предприятия, приносящие многомиллионные прибыли. Вот уже который год каждую осень Россия живет ожиданием новой книги Пелевина, чтобы угадывать в героях известных широкой публике персонажей. Его гонорары будоражат воображение литературных сплетников (ходят слухи, что только за переход к крупному издателю он получил миллион долларов авансом)[6] – так пишут о В.О.Пелевине.

Первая крупная публикация — «Омон Ра» (1992) — сразу же сделала имя В. Пелевина одним из ключевых в современной российской словесности. За нее он получил несколько премий. Через год выходит роман-аллегория «Жизнь насекомых» (1993). Роман «Чапаев и Пустота» (1996) — сразу после публикации многие критики назвали лучшим романом года. Спустя два года публикуется долгожданное «Поколение П» (1999) – «постмодернистский роман Виктора Пелевина о поколении россиян»[7]. «Священная книга оборотня» (2004) – роман полный юмора и философии. В 2006 году выходит роман «Амир «В» с подзаголовком «Повесть о настоящем сверхчеловеке», который вошел в шорт-лист премии «Большая книга». Роман с любопытным названием «t» (2009), который вновь вызвал неоднозначные отклики критиков. В ноябре 2011 на прилавках магазинов появляется роман «S.N.U.F.F», который сам писатель назвал «Роман-утøпiя Виктора Пелевина о глубочайших тайнах женского сердца и высших секретах лётного мастерства!». В прошлом году в магазинах появился очередной роман «Бэтман Аполло» (2013), который является продолжением нашумевшего в свое время «Амир «В». И в 2014 году Пелевин вновь радует своих читателей своим уже двенадцатым романам, 9 сентября книжные полки магазинов запестрели яркой обложкой книги под названием «Любовь к трём цукербринам».

Станислав Гурин отмечает, что «книги Пелевина – настоящая энциклопедия интеллектуальной и духовной жизни России конца ХХ – начала ХХI века. Их можно рекомендовать как пособие по классической и современной мифологии. Его тексты предъявляют серьезные требования к интеллекту и эрудиции читателя. Далеко не каждый даже образованный человек способен расшифровать все интертекстуальные отсылки в его книгах»[8].

Тематика рассказов В. Пелевина разнообразна: писатель реанимирует в них многие мифологические сюжеты на материале отечественной жизни. Для восприятия его творчества важным оказалось то, что произведения проникнуты, как сказали бы в Советском Союзе, «антикоммунистическим пафосом». Заурядные явления советской и постсоветской действительности получают оригинальную интерпретацию и представляются манифестацией мощных и злобных магических ритуалов (особенно следует отметить эссе «Зомбификация», 1994)

Исследователи (А. Белов, С. Гурин, С. Корнев) считают, что описание жизни сознания восходит у писателя ко многим мотивам западноевропейской трансцендентальной философии, буддизма (роман «Чапаев и Пустота» (1996)) и мистического учения Карлоса Кастанеды (повесть «Желтая стрела» (1993)), вписывая, таким образом, его творчество в мировую культуру.

Критик П.Басинский в своей статье «Виктор Пелевин: человек эпохи ревлизма» приходит к следующему выводу: «Пелевин обладает одним несомненным даром. Он умеет быть современным. Это, кстати, достаточно редкий талант в литературной среде, которая помешана на старомодности и чеховском пенсне со шнурочком. Притом Пелевин современен не искусственно, а натурально. Он не изображает болезни времени, а сам болеет ими. Он не стремится вдогонку за потоком, а расправляет в нем крылья. Самый стиль его, средний, смешанный, энтропийный, — это не конструкция. Просто иначе Пелевин писать не может. Возможно, хотел бы, но не может. Именно поэтому и достоверен»[9].

Многие критики, в частности С. Гурин, отметили оригинальность творчества В.Пелевина, необычность его произведений: «У Пелевина богатая фантазия, развитое воображение, есть художественный вкус, свой стиль. Он всегда находит новый ракурс, свежий взгляд, оригинальный подход. Он постоянно удивляет, изумляет, иногда поражает и шокирует. Легкость языка не дает читателю утомиться сложными философскими построениями. Игра интеллекта и воображения уравновешивает концептуальную перегруженность текстов. Читатель становится наблюдателем и участником увлекательной игры словами и образами, символами и метафорами, идеями и концепциями. Религии и философии смешиваются со снами и галлюцинациями. Мифы разоблачаются, вновь создаются и снова разоблачаются прямо в процессе чтения»[10]. Это проявилось уже в первом романе Виктора Пелевина «Омон Ра», вышедшем в 1992 году и принесшем писателю известность и вызвавшем обильную критику.

В романе «Омон Ра» В. Пелевин выстраивает свою первую антиутопию, жанр, ставший в его творчестве чуть ли не основным. Особенность его сюжета в том, что точные, реалистически «сгущенные» картины жизни семьи Кривомазовых, а затем – службы в армии становятся аллегорией фальши и большой лжи.

Василий Губанов пишет, что «этот роман вобрал в себя все достоинства, присущие произведениям Пелевина: непредсказуемый сюжет, глубокий смысл и оригинальность символики. Этот роман, как большинство пелевинских книг, оставляет читателю широкое поле для поиска трактовок»[11].

Елена Борода подчеркнула аллегоричность первого романа писателя: «миниатюрный манекен становится аллегорией жизни летчиков, выраженной в категориях их образного мышления. Вместе с тем он вписывается в аналогичную систему символов всего произведения в целом»[12].

Аналитик Владимир Наумцев задается вопросом, о чем же повествует роман «Омон Ра»: «Конечно, В.Пелевин – не Гоголь, не Салтыков-Щедрин и не Зощенко, но, тем не менее, «Омон Ра» – это сатира, хотя и весьма своеобразная. Здесь присутствует гротеск, правда довольно грубый. Пелевин, как обычно, ёрничает и несёт казалось бы несусветную чушь. Автор использует любую возможность для того, чтобы поглумиться над так называемыми «символами советской эпохи», одним из которых принято считать «советский космос»[13].

[1] Пелевин В.О.// http://www.pelevin.info/

[2] Кочеткова Н. 60 современных российских писателей: краткий справочник.//Первое сентября. – М., 2012. - №1. – С.32-33

[3] Полотовский С., Козак Р. Пелевин и поколение пустоты. – М., 2012. – С. 9.

[4] Щербина Ю. Who is mr. Пелевин?//Континент. – М., 2010. - №143

[5] Виктор Пелевин.// http://fantlab.ru/autor298

[6] Полотовский С., Козак Р. Пелевин и поколение пустоты. – М., 2012. – С. 9-12.

[7] Богданова О., Кибальник С., Сафронова Л. Мифодизайн рекламы в «Generation «П»//С. А. Кибальник. - СПб., 2008. – С.25.

[8] Гурин С. Пелевин между буддизмом и христианством.

[9] Басинский П. Виктор Пелевин: человек эпохи реализма.//Скрипач не нужен. – М., 2014. – С. 190

[10] Гурин С. Пелевин между буддизмом и христианством.

[11] Губанов В. Анализ романа Виктора Пелевина «Омон Ра»

[12] Борода Е. Повесть В. Пелевина «Омон Ра» в русле отечественной традиции

[13] Наумцев В. Клеветника России (Несколько слов о творчестве В.Пелевина).// Трудовая Самара. – Самара., № от 13.11.2012.

16.06.2017 17:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!