СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные уроки в начальных классах. Из опыта работы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Быстрое развитие науки, возрастание объема новой информации требуют от школы подготовки активных, самостоятельных людей с развитыми творческими способностями.

Традиционный урок недостаточно эффективен для решения названных проблем, поэтому в своей работе использую новые формы и методы обучения, применяю нестандартные формы проведения уроков.

Одним из видов нестандартных уроков, которые я использую в своей работе - это рифмованные уроки, которые провожу в стихотворной форме. Детям очень нравятся такие занятия, когда все задания, задачи, объяснения, правила, все этапы- рифмованные тексты. Такие уроки максимально сосредотачивают внимание детей, потому что материал подаётся сжато стихотворениями, и нельзя пропустить основное, нужно суметь его чётко выделить и сделать определённые выводы. Такие уроки настоящий праздник для учеников и учителя.

После таких уроков дети «играют в рифмы», пробуют сами сочинять стихи. И к концу 4 класса мои дети стали сочинять не только четверостишья, но и различные загадки и стихотворения.

Второй вид нестандартных уроков интегрированные уроки, цель которых опробовать родственный материал нескольких предметов вокруг одной темы. На таких уроках дети могут рассмотреть какое-либо явление с разных сторон. Они дают возможность овладеть большим объемом учебного материала, помогают сформировать крепкие, осознанные межпредметные связи, достичь целостности знаний.

Я использую интеграцию между предметами уроков чтения и изобразительного искусства, окружающего мира и русского языка, окружающего мира и рисования, рисования и музыки.

Для первоклассников так и для детей младшего школьного возраста в своей работе я использую уроки-игры, которые можно разделить на уроки- соревнования, уроки-конкурсы, уроки-путешествия. Так во 2 классе на уроке математики использую игру-путешествия «В цирке» при изучении темы «Закрепление знаний табличных случаев сложения «вычитания в пределах 20 с переходом через десяток».

В 3 классе по теме «Закрепление вычислительных умений и навыков сложения и вычитания в пределах 100» использую урок-путешествие «Плывём к Робинзону Крузо».

Уроки-соревнования дают возможность детям работать активно, заинтересованно. Желание не подвести одноклассников побуждает ребёнка повышать свой уровень знаний, тренировать навыки и умения, помогает раскрыть личные способности ради победы команды, в состав которой они входят.

Использование и проведение уроков делает процесс обучения интенсивным, создает атмосферу соревнования, воспитывает умение сотрудничества. Такие уроки способствуют развитию творчества, формированию личных взглядов на проблемы, которые нужно решать.

Во время таких занятий младшие школьники учатся сопоставлять, обобщать, систематизировать, развивать речь.

Ещё один вид нестандартных уроков, которые использую в своей работе, это уроки - сюжетные зарисовки, когда дети исполняют на уроке определённые значительные роли или «маленькие» роли, инсценируют сказки, показывают спектакли. Эти уроки дают возможность не только пополнять словарный запас учеников, развивать его мышление, а и учат ребёнка владеть своей походкой, жестами, мимикой. Исполняя роль сказочных героев, школьники учатся правильно и выразительно говорить, приобретают умения держаться перед аудиторией.

На уроках курса «Окружающего мира» широко использую интерактивные технологии обучения. На таких уроках благодаря внедрению личностно-ориентированного подхода обеспечивается позитивная творческая атмосфера, возможность выслушать мысли товарища и свободно высказаться, когда учитель выступает старшим товарищем и помощником.

Формирование личности и её становление происходит в процессе обучения. Процесс обучения превращается в интересную исследовательскую деятельность, во время которой раскрывается и формируется творческая ученическая личность. Использую такие методы интерактивного обучения «Микрофон» и «Мозговая атака», работа в парах и группах при проведении опытов, дискуссия по проблемным вопросам, «Ток-шоу». При использовании интерактивной технологии «Ток-шоу», дети разделяются на 2 группы: «Зрители» - класс и «приглашенные гости» - ученики, которые отвечают: «Учитель - ведущий».

Работа организовывается таким образом:

Объявляется тема дискуссии (проблемный вопрос).

Предлагают высказаться «гостям».

Слово зрителям - свои мысли или вопрос «приглашенным».

«Приглашенные» должны ответить коротко, конкретно.

Ведущий учитель может ставить свои вопросы или прерывать выступающего (лимит времени).

Так же использую в своей работе элементы технологии развития критического мышления. При изучении нового материала - чтение текста с пометками, сенкан (пятистрочье) при подведении итогов, чтение с предвидением и т.д.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Педагогическая технология развития критического мышления посредством чтения и письма. Эта модель представляет опыт практической реализации личностно- ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.

Основные приемы, используемые на уроках, построенных по Технологии развития критического мышления «Кластер».

Описание приёма: Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приѐм называют «наглядным мозговым штурмом».

Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Как применяется на уроке: Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока. Рассмотрим пример применения данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале. Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно- следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера.

В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Приѐм «Инсерт» использую на стадии «осмысления».

При работе с текстом в данном приѐме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки: «V» поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете; «+» поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым; « – » поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете; «?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

На уроках русского языка, литературного чтения и окружающего мира использую синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто). Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности.

Как это делать:

Название ___________(обычно существительное)

Описание__________________(обычно прилагательное) Действия___________________________________

Чувство (фраза)___________________________

Повторение сути_______________________________

Пример синквейна:

Тайга Хвойная,

зеленая, необъятная.

Растет, завораживает, дарит

Щедра сибирская тайга!

Берегите!

Использую :

  • Самостоятельно на уроке
  • В составе малой группы с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме
  • В составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить синквейн.
  • При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.

Из опыта использования технологии опережающего обучения.

Опережающее обучение – вид обучения, при котором основные темы кратко даются мною до того, как начнётся изучение этих тем по программе. Краткие основы могу давать как тезисы при рассмотрении смежной тематики, так и представлять собой ненавязчивые упоминания, примеры, ассоциации. Предполагается, что опережающее обучение эффективно при изучении темы, трудной для восприятия. Эта технология подразумевает развитие мышления учащихся, опережающее их возрастные возможности.

Для моих детей технология опережающего обучения – это изучение трудной темы задолго до того, как начнется изучение ее по программе. Это опережение дает возможность спокойно и не торопясь работать, ликвидируя пробелы, преодолевая всевозможные трудности, налаживать обратную связь – учитель – ученик, учиться работать с опорными конспектами.

Опорные конспекты при опережающем обучении развивают логическое мышление и речь обучающихся,

Оформляются эти конспекты по-разному: в виде схем, таблиц, рисунков. Опорные конспекты должны постоянно находиться перед глазами учащихся в течение нескольких уроков. Для этого мы заводим специальные тетради. Уже после первого объяснения материала остаётся наглядный материал.

Использование элементов опережающего обучения на уроках русского языка в начальных классах.

Для того чтобы преодолеть разрыв между начальным звеном и школой второй ступени, в своей педагогической практике я стараюсь ориентироваться на развитие личности, творческой активности ученика, сохранение его индивидуальности. Двадцатилетний опыт работы помогает мне “чувствовать ученика”, даёт возможность учитывать индивидуальные способности каждого, позволяет легко корректировать работу с классом с учётом его своеобразия и особенностей. Свои уроки я строю таким образом, что они стимулируют познавательные интересы, любознательность и творческий поиск, при этом сводя к минимуму переутомление, перегрузки, нервозность моих учеников.

В своей каждодневной работе я использую элементы опережающего обучения русскому языку. Расскажу о некоторых из них.

Начиная с первого класса, в ходе знакомства с частями речи, я ввожу понятие о членах предложения. Для более лёгкого восприятия и запоминания этого материала, сразу учу детей разбирать предложение по членам предложения и по частям речи. Вначале подбираю простые нераспространённые предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого. Постепенно дополняю их определениями и учу детей находить слова, поясняющие подлежащее. Затем ввожу дополнение. И, когда вижу, что мои ученики хорошо запомнили схему разбора, распространяю предложение обстоятельствами. Причём, на стадии обучения всю работу у доски выполняю сама. Первоклассники повторяют хором сказанное мною, одновременно выполняя разбор в своих тетрадях.

Для младших школьников характерно непроизвольное запоминание. Они запоминают то, что интересно. Лучше запоминается им наглядный материал, слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. Опираясь на знание этих особенностей, я использую на уроке компьютерные слайды, а также яркие таблицы- тренажёры.

Во втором классе работа продолжается. Знания школьников расширяются и углубляются. Теперь мои ученики, при помощи опорных схем, учатся самостоятельно выполнять разбор простого предложения. Одним из основных принципов моей методики является то, что от учащихся не требуется сиюминутного запоминания материала. Ведь ежедневные повторы одного и того же непременно приведут к прочному запоминанию. А времени для повторения и закрепления у ребят, обучающихся по программе 1-4, достаточно.

Итак, к концу второго класса мои ученики, даже самые слабые, могут свободно выделять грамматическую основу предложения, находить слова, поясняющие подлежащее и сказуемое, грамотно и точно устанавливать связь слов в предложении, с указанием частей речи, которыми они выражены.

В третьем классе я знакомлю ребят с характеристикой простого предложения. Постепенно ввожу простые предложения, осложнённые однородными членами, а затем и сложные предложения. Учу правильно, последовательно разбирать их и давать точную характеристику. К концу третьего года обучения такая работа переходит в стадию развивающей игры. Каждый ученик, получив индивидуальную карточку с заданием, имеет возможность проверить свои силы.

В течение всего четвёртого года обучения учащиеся совершенствуют полученные знания, закрепляют свои умения, оттачивают приобретённые навыки выполнения синтаксического разбора предложения. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий и упражнений оказывает положительное влияние не только на качество знаний моих учеников по программному материалу, но и на развитие их познавательных процессов: ребята овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти, расширяется объём и концентрация внимания. Значительно обогащается словарный запас и умение грамотно строить свои объяснения, рассуждения, доказательства.

Аналогично веду работу по обучению правильному выполнению фонетического разбора. Это задание считается одним из самых трудных в начальной школе. Поэтому уже с первого класса, на этапе ознакомления со звуками и буквами, т.е. ещё до обучения чтению, мягко, ненавязчиво даю понятия гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих, сонорных (всегда звонких), гласных, выполняющих двойную роль. Все знания преподношу детям в виде забавной игры с цветными карандашами и кубиками. Первоклассники с удовольствием “печатают” буквы в слове, соответственно их звукам: гласный - красным цветом, согласный твёрдый - синим, согласный мягкий - зелёным цветом, мягкий и твёрдый знаки - простым карандашом; “надевают наушники” (закрывают уши руками) и слушают звонкие и глухие звуки; кладут руку на шею в области гортани и, по движению воздушной струи, учатся различать гласные и согласные звуки. Для лучшего запоминания двойной роли гласных звуков использую мнемонические приёмы, например:

В начале слова буква Я

Даёт два звука: /йа/.

После гласной буква Ю

Даёт два звука: /йу/.

После мягкого знака буква Е

Даёт два звука: /йэ/ и т.п.

Во втором классе учу правильно оформлять в тетради фонетический разбор слова. Каждому звуку даём полную характеристику, т.е. так, как предусматривает программа пятого класса. Практически на каждом уроке учащиеся работают с лингвистическими тренажёрами и выполняют по алгоритму различные виды разборов. Такой путь сообщения материала доступен и надёжен для учащихся начальных классов. Он оправдал себя в течение многих лет, к тому же, он выгоден и в том отношении, что позволяет из года в год повторять изученное, опираясь на полученные знания, идти дальше в развитии памяти, мышления и речи.

Результаты мониторинговых исследований показывают, что мои ученики легче проходят адаптацию к обучению в пятом классе, уверенно чувствуют себя на уроках, быстрее и лучше справляются с контрольными и тестовыми заданиями. Я уверена, что методика по использованию элементов опережающего обучения на уроках русского языка приносит свои плоды и позволяет моим ученикам достичь успехов на среднем и старшем этапах обучения в школе.

В своей работе использую проблемно-поисковый метод обучения.

Проблемно-поисковый метод обучения часто использую при постановке исследовательских задач. Характеризуется он тем, что содержание учебного материала усваивается учащимся в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций. Этот метод предполагает использование цепи последовательных приемов:

создание проблемной ситуации;

организации коллективного обсуждения возможных подходов к ее разрешению;

выбор рационального способа решения проблемы;

обобщение полученных результатов;

формирование выводов.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелегкая. К поисковой деятельности учащихся необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы “не мыслям надобно учить, а учить мыслить”.

Исследование может быть организованно на всех этапах обучения. Я выступаю как организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которой у учащихся формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, творческой позиции.

Часто использую частично – поисковый прием, при котором учащиеся получают вопросы, на которые необходимо найти ответы или небольшие задания поискового характера.

Во время поиска ответов на поставленные вопросы учащиеся учатся самостоятельно рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы, в результате чего происходит формирование прочных навыков.

20.01.2018 21:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!