СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации обновлённого ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие и классификация нестандартных уроков.

По определению И. П. Подласого, нетрадиционный (нестандартный) урок–это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Такие уроки не укладываются (полностью или частично) в рамки установленного и сформированного дидактикой. Учитель может не придерживаться чётких этапов учебного процесса, традиционных методов, видов работы.

По мнению О.И.Антиповой,В. Ф.Паламарчука, Д. И. Румянцевой суть нестандартного урока заключается в такой структуре содержания и формы, которая бы вызывала в первую очередь интерес учеников и содействовала их оптимальному развитию и воспитанию. Е. П. Печерская видит главную особенность нестандартного урока в преподавании определённого материала в форме, связанной с многочисленными ассоциациями, разными эмоциями, что помогает создать позитивную мотивацию учебной деятельности. О. Митник, В. Шпак отмечают, что нестандартный урок рождается благодаря нестандартной педагогической теории, вдумчивому самоанализу деятельности учителя, предвидения тех хода тех процессов, которые происходят на уроке, а самое главное – благодаря отсутствию штампов в педагогической технологии. Таким образом, в педагогической литературе происходит постоянная дискуссия относительно определения сущности нестандартных уроков и ценности новых форм занятий в обучении, развитии, воспитании учеников. Поэтому нестандартный урок как своеобразное педагогическое явление бурно развивается, постоянно приобретая новые черты.

О. И. Антипова, Д. И. Румянцева, В. Ф. Паламарчук, прослеживая историю развития урока как основной формы обучения в школе, замечают, что нестандартные занятия возникали тогда, когда в обществе происходили кардинальные изменения, реформы. Так, в 20-х годах прошлого века родились урок – суд, урок – диспут, урок – экскурсия, урок в поле, урок – ярмарка и др., 60-е годы дали жизнь комментированным и целостным (обобщающим) урокам. Впоследствии количество таких форм организации учебной деятельности выросло. Кстати, теперь можно назвать более 50 нестандартных форм проведения уроков, которые используют учителя в своей работе. Поскольку есть неотложная потребность дать объективную оценку целесообразности применения нетрадиционных занятий, определить их место в системе обучения, в последнее десятилетие практическим опытом применения новых форм нестандартных уроков начала овладевать методика.

Классификация нестандартных уроков ещё не сложилась, но перечень их уже достаточно разнообразен. Об этом свидетельствует анализ работ исследователей данной проблемы (Т. Байбара, Н. Вакарчук, О. Савченко, Н. Стяглик, Г. Тарасенко, В. Шлак), методистов (В. Аверьяновна, Д. Вельбрехт, В. Заворотнюк, Г. Лисенко, Л. Лухтай), ознакомление с опытом работы педагогов – практиков (В. Бутрим, И. Гурьевич, В. Демчук, Л. Доренская, Л. Тумакова и др.)

Виды нестандартных уроков, которые применяются в современной начальной школе, можно классифицировать следующим образом:

  • бинарные уроки (2-4 классы, дважды в семестр);
  • стихотворные (рифмованные) уроки (1-4 классы, 1 раз в месяц);
  • интегрированные уроки (1-4 классы, трижды в семестр);
  • уроки – дискуссии: урок – диалог, урок – диспут, урок вопросов и ответов, урок – заседание, урок – круглый стол, урок – конгресс, урок – практикум, урок – пресс–конференция, урок – семинар, урок - суд, урок – телемост (4-й класс, дважды-трижды в семестр);
  • уроки – исследования: урок – знакомство, урок – панорама идей, урок – поиск, урок – самопознание, урок «Следствие ведут знатоки», урок «Что? Где? Когда?» (3-4 классы, трижды в семестр)
  • уроки – отчёты: урок – аукцион, урок – зачёт, урок – защита, урок – интервью, урок – экзамен, урок – эрудит, урок – композиция, урок – концерт, урок – обзор знаний, урок – презентация, урок – ярмарка (1-4 классы, 3 – 4 раза в семестр);
  • уроки – соревнования: урок – брейн-ринг, урок – викторина, урок – конкурс, урок – КВН, урок – мозговая атака, урок – турнир (1-4 класс, 3-4 раза в семестр);
  • уроки – путешествия: урок – экскурс, урок – экскурсия, урок – марафон, урок – путешествие (1-4 класс, 3-4 раза в семестр);
  • уроки – сюжетные зарисовки: урок – драматизация, урок – сказка, урок – картинная галерея, урок – утро, урок – спектакль, урок – фестиваль, урок – устный журнал (1-4 класс, 2-3 раза в год);
  • уроки – деловые игры.

В предложенной классификации бинарные, стихотворные и интегрированные уроки выделены отдельно. Другие же виды уроков собраны по группам, которые отличаются характером реализации творческого потенциала учителя и учеников.

На мой взгляд, эта классификация не противоречит подходу к уроку, произведённому в современной дидактике. Так как главное задание педагога - не только чётко осознавать цель каждого отдельного урока, но и понимать важность проведённого занятия как органичного звена общей цепочки данной темы, раздела, курса, цикла, всего учебно–воспитательного процесса.

Однако есть определённые преимущества использования форм уроков, которые вошли в описанную выше типологию, поскольку они позволяют разнообразить учебную деятельность, отойти от чётких рамок стандартного урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание. Также они способствуют повышению активности учеников, а, следовательно – эффективности урока. Стимулируя творческую деятельность учителя и его воспитанников, нестандартные уроки создают благоприятные условия для сотрудничества, что является чрезвычайно важным в работе начальной школы.

Развитие познавательной активности учащихся посредством нестандартных уроков.

Учителя в начальной школе должны различать интерес к познанию и интерес к какой – либо деятельности, к каким-либо занятиям. Сначала такой интерес к процессу учения (учебной деятельности) имеет элементарные проявления: ребёнок заявляет, что он любит читать, писать, считать, в дальнейшем же этот интерес к процессу проявляется в желании думать, рассуждать, придумывать новые задачи. В 1 -2 классах у детей сохраняется положительное отношение к учению. Однако постепенно, к 3 классу, отношение детей может изменяться. Многие дети начинают тяготиться школьными обязанностями, уменьшается их старательность, авторитет учителя падает, позиция школьника теряет для ребёнка свою привлекательность, падает интерес к учебной деятельности.

Л. И. Божович, анализируя снижение интереса к учению у учащихся 3 класса, указывает, что дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне. Однако традиционное обучение, в большинстве своём не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения познавательной потребности.

Ведь возраст учеников в начальной школе – это возраст от 6 до 9 лет и это ещё дети, которые хотят играть. А задания и упражнения, представленные в игровой форме способствуют сглаживанию и сокращению адаптационного периода. Проведение же нетрадиционных уроков в начальных классах способствует развитию личностных качеств ребёнка. Они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, средством активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению.

Как показывает практика проведения нестандартных уроков, применение разнообразных игровых методов обучения, большого количества занимательных упражнений на данных уроках повышает мотивацию учения школьников, развивает их познавательную активность (дидактические игры, ребусы, кроссворды, загадки, проблемные задания, логические задачи и т.д.) Активизировать – это значит целенаправленно усиливать познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) в мозгу учащихся, побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.

М. Н. Скаткин предлагает следующие способы активизации учебной деятельности:

1) проблемное изложение знаний;

2) дискуссия;

3) комментированные упражнения;

4) самостоятельная работа учащихся;

5) творческая работа учащихся;

6) коллективная познавательная деятельность;

7) формирование стимулов к учению и др.

Нетрадиционные уроки вызывают большой интерес у учащихся. Что может заставить младшего школьника задуматься, начать размышлять над тем или иным заданием, вопросом, задачей, когда эти задания малопонятны, трудны, а порой и неинтересны для него? Не всегда могут активизировать мысль ученика принуждение, просьбы, убеждения. И здесь на помощь приходит игра. А любой нестандартный урок – это и есть игра, только игра «большая, на весь урок», со своими правилами и атрибутами. Правильно поставленная игра позволяет многому научить детей. Сама непринуждённая обстановка, увлекательный сюжет каждого нестандартного урока развивает творческие способности учащихся, побуждает к сотрудничеству, позволяет активизировать познавательную деятельность любого ученика, даже тех, кто на обычных уроках показывает низкую познавательную активность.

Атрибуты, яркая наглядность, раздаточный материал тщательно подготовленные учителем в соответствии с конкретным типом урока также вызывают интерес у учащихся и желание принять участие в игре, инсценировке, путешествии, сказке. Например, карта путешествия; иллюстрации сказочных героев, которые встречают детей и задают задания, костюмы для отдельных участников (на уроках – драматизация, уроках – ярмарках и т.д.), иллюстрации к разнообразным игровым упражнениям.

Кроме того, нестандартные уроки предоставляют широкие возможности использования интерактивных методов обучения, очень популярных в настоящее время в педагогике. Основными задачами интерактивных методов обучения является повышение мотивации обучения, обеспечение условий для делового сотрудничества учащихся, совместного выполнения заданий, использования учащимися собственного опыта в процессе решения проблемных заданий. Ученикам предоставляется максимальная свобода познавательной деятельности. Можно распределить интерактивные технологии на такие группы:

- интерактивные технологии кооперативного обучения (работа в группах);

- Интерактивные технологии коллективного – группового обучения;

- технологии ситуативного моделирования;

- технологии обсуждения дискуссионных вопросов.

В процессе проведения нетрадиционных уроков часто используются такие интерактивные методы обучения: «Микрофон», работа в группах, работа в парах, «Мозговой штурм», «Карусель», «Один-два-четыре-все вместе», «Аквариум», дискуссии, игровое моделирование различных явлений, проектная деятельность. Также широко используются интерактивные упражнения: «Ассоциативный куст» («Гирлянда ассоциаций»), «Обучая – учусь», «Перекрёстные группы». Игры: «Кто самый внимательный», «Лучший знаток пословиц (сказок, загадок)», «Путаница», «Лесная корзинка», «Письмо сказочному герою» и т. д. Эти методы призваны обеспечить свободное общение на уроке, совместное решение поставленных задач, высказывание собственного мнения, уважение к мнению окружающих– это необходимые условия, которые обеспечивают эффективность новых технологий.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что нестандартные уроки позволяют разнообразить формы и методы работы, избегать шаблонов, создают условия для воспитания творческих способностей школьника, расширяют функции учителя, дают возможность учитывать специфику определённого материала и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Применение разнообразных игровых методов обучения, большого количества занимательных упражнений на данных уроках повышает мотивацию учения школьников, развивает их познавательную активность, творческие способности детей (дидактические игры, ребусы, кроссворды, загадки, проблемные задания, логические задачи, инсценировки и т.д.)

Использование нестандартных форм уроков способствует формированию познавательных интересов школьников, дети непосредственно принимают участие в процессе обучения. Познавательная деятельность школьников имеет коллективный характер, даёт возможность для обмена интеллектуальными ценностями, сотрудничества, сравнения и согласования разных точек зрения об объектах, которые изучаются на уроке.

19.11.2023 12:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП