СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
НОД подготовительная группа
«Путешествие в прошлое одежды».
Воспитатель Рыкова Е. В.
2023г.
Цель:
Знакомить детей с названием и функциями предметов одежды, необходимых для жизни человека.
Задачи:
Учить устанавливать связь между материалом и способом применения предметов одежды; подвести к понятию того, что человек создает предметы одежды для облегчения жизнедеятельности.
Развивать умение ориентироваться в прошлом одежды.
Воспитывать в детях бережное отношение к одежде.
Дидактическое обеспечение: Корзина с иголками, нитками, тканью, пуговицами, наперстком, ножницы; картинки с изображением куклы в юбки из листьев, куклы одетой в шкуру и куклы в простейшей рубахе, разнообразная современная одежда; презентация, картинки с изображением инструментов для шитья.
Предварительная работа : беседа о том, как делают одежду, рассматривание книг «Одежда».
Ход занятия
Воспитатель:
Везде ты видишь вещи эти
Ведь в них удобно и тепло
И много их на белом свете
Но их запомнить мудрено
Эти вещи надо знать,
В них хорошо гулять и спать
Гулять и летом и в мороз,
И даже в холод спрятать нос.
Красивы, всем на загляденье,
-О чем мое стихотворение? (Одежда).
-Правильно, это стихотворение о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда.
Воспитатель ставит перед детьми накрытую платком корзину.
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (корзина) Эта корзина не простая, в ней находятся волшебные предметы, хотите узнать, что это за предметы? (да). (Демонстрирует иголки, нитки, ткань, пуговицы, ножницы). А как вы думаете, что между ними общего? Для чего нам нужны эти предметы?
Ответы детей.
Варианты ответов:
- чтобы шить,
- чтобы делать одежду,
- чтобы пришивать, что-нибудь.
Воспитатель. Молодцы! Благодаря этим предметам мы может шить одежду. Вы знаете, как люди научились шить одежду?
А вот, сейчас мы с вами отправимся в путешествие, где узнаем, как именно люди научились шить одежду. Нам надо встать в круг, закрыть глаза и тот, кого я коснусь рукой, тот же час окажется в прошлом.
Я вокруг вас обойду,
в путешествие возьму.
Один, два, три, четыре, пять
можно глазки открывать.
Посмотрите, вот мы и очутились с вами в путешествии, далеко от детского сада. Занимайте удобные места и слушайте.
Показ на экране слайдов о древних людях с комментариями воспитателя.
Слайд 1: - Давным-давно люди жили в лесу, в пещерах, и не было у них никакой одежды.
Слайд 2: Нечем было прикрыться от ветра, от дождя.
Слайд 3: А вокруг росли деревья с большими и маленькими листьями, высокая трава, лопухи, цветы. Красота! Но растениями можно не только любоваться. А что можно сделать из листьев?
Дети по очереди называют, что можно сделать из листьев.
Варианты ответов:
Слайд 4: - сделать венок на голову,
Слайд 5: - сделать юбку,
- сделать платье.
Показ на экране слайдов с изображением вещей сделанных из листьев и веточек:
- можно нарвать листочки, собрать на гибкую веточку - и прикрыться от дождя и вера.
Воспитатель: Но скажите, зимой можно ходить в такой одежде?
Ответы детей.
Воспитатель: А почему нельзя зимой находиться на улице, в одежде из листьев?
Ответы детей.
Варианты ответов:
- потому что зимой холодно,
- мы замерзнем,
- нам будет холодно, и мы будем болеть.
Воспитатель: Правильно, ребята. Листья – ненадежная защита. Стали люди думать, искать, чем прикрыться от непогоды.
Слайд 6: В лесах, рядом с людьми, жили разные животные. Животным не страшны ни дождь, ни ветер, ни холод. Раз животным так удобно в своих шкурах, значит и мне будет хорошо - подумал человек.
Слайд 7: Так появилась одежда из шкур животных. Какие вы знаете вещи, сделанные из шкур животных?
Ответы детей.
Слайд 8:
Варианты ответов:
- шапка из шкурки зайца,
- шапка из шкурки лисы,
- шуба из кролика.
Слайд 9: Воспитатель. Эта одежда удобнее одежды из листьев? (Да.)
Воспитатель: Почему?
( В ней не холодно зимой.)
Воспитатель: А летом?
Ответы детей.
Варианты ответов:
- летом в шкуре жарко,
- она тяжелая,
- она плохо держится на теле.
Слайд 10: Воспитатель. Такая одежда тяжелая, летом и в ней жарко. Тогда люди стали задумываться о более удобной одежде. А так как они были очень наблюдательные, то заметили: растет в поле трава – лен.
Слайд 11: Если ее стебли помять, то из них можно спрясть пряжу, а из пряжи сделать полотно - ткань. Из такой ткани можно было изготовить себе одежду.
Слайд 12: А еще люди научились получать ткань из другого растения – хлопка . Ребята посмотрите, какое интересное растение – хлопок. Вот это хлопковое поле. Из нитей растения ткут ткань.
Слайд 13: Такой тканью люди обматывали себя. Давайте и мы попробуем. (Обматывает двух детей тканью.) Удобно вам ходить? ( Нет.)
Воспитатель. А что-нибудь делать? Нет, не удобно.
Воспитатель. Почему?
Ответы детей.
Варианты ответов:
- ткань падает,
- не держится на теле,
- неудобно двигаться.
Слайд 14: Воспитатель. Правильно, а чтобы ткань не падала мастерицы стали сшивать с помощью иголок и ниток края ткани и получились вот такие рубахи.
Слайд 15: Мастерицы все время старались сделать одежду более удобной и красивой.
Ребята, вы поняли, как люди придумали и научились шить одежду? (Да)
Динамическая пауза.
Ох, испачкалась одежда
Мы ее не берегли
(руки к щекам, наклоны в стороны)
Обращались с ней небрежно
Мяли, пачкали в пыли
(руки за спину, топаем ногами)
Надо нам ее спасти
(руки в стороны)
И в порядок привести
(руки на пояс)
В тазик воду наливаем
Порошочек насыпаем
Всю одежду мы замочим
Пятна тщательно потрем,
Постираем, прополощем,
Отожмем ее, встряхнем.
(выполняем соответствующие движения)
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках
(потянуться на носочках, руки вверх)
А пока одежда сушится
Мы попрыгаем, покружимся.
Воспитатель. - Ребята, кто из вас знает, с помощью каких инструментов делают одежду?
Ответы детей.
Варианты ответов:
- с помощью нитки,
- с помощью иголки,
- ножниц,
- пуговиц и украшений.
Воспитатель; - А сейчас Я буду вам загадывать загадки об инструментах для шитья, а вы слушайте внимательно и постарайтесь их разгадать.
Я одноухая старуха
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха
Как паутину я тяну.
( Игла с ниткой )
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый,
У него полно забот:
Он и режет и стрижет.
( Ножницы)
Безделица в петлю попала.
( Пуговица)
Воспитатель. – Молодцы, ребята, отгадали все мои загадки. А теперь я предлагаю встать и сделать круг. Поиграем в игру и представим, что мы шьём платье. Я буду показывать, а вы повторяйте за мной.
Воспитатель и дети образуют круг и идут произнося:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так…
Воспитатель показывает действия (вдеваем нитку в иголку, режем ножницами, шьём, пришиваем пуговицу.), а дети повторяют и называют его действие.
- Вот молодцы, ребята! Красивое платье мы с вами сшили.
А сейчас я предлагаю другую игру, для этого нам надо сесть за столы.
Игра «Что лишнее?»
Воспитатель. - Я вам раздам карточки с изображением четырех предметов, три из которых, - это предметы, с помощью которых можно изготовить одежду, а с одним – нельзя. Вы должны определить предмет, который не подходит для изготовления одежды.
Воспитатель раздает карточки:
- ножницы, нитки, молоток, пуговица.
- иголка, ножницы, стул, нитки.
- пуговица, нитки, стол, иголка.
- нитка, иголка, шкаф, ножницы.
Дети работают самостоятельно. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель. - Молодцы, ребята, вот и закончилось наше путешествие в прошлое одежды, и пора нам возвращаться в детский сад. Приглашаю вас в круг, закрываем глаз, а я скажу волшебные слова:
Я вокруг вас обойду,
В детский сад я вас верну.
Один, два, три, четыре, пять
Можно глазки открывать.
Воспитатель.
- Скажите мне, куда мы с вами путешествовали? (в прошлое одежды).
- Что нового вы узнали, пока были в путешествии?
Ответы детей.
Варианты ответов:
-Узнали, из чего раньше делали одежду,
- Какими инструментами пользовались для изготовления одежды,
Рефлексия
- Ребята, если вам понравилось наше путешествие, то возьмите красный кружок, если вам было трудно, то - синий.
Вы все очень хорошо работали, отвечали на вопросы. А на следующем занятии, мы с вами будем рисовать узоры для платьев. Вы дома с родными подумайте и придумайте узоры для красивых и нарядных платьев и рубах.
© 2023, Рыкова Елена Валериевна 380