СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
К настоящему времени существует немало методов и приемов работы с материалами по истории ментальностей. Они опробованы на практике.
Например, Л. В. Искровская описывает применение познавательных задач трех типов: проверочные, тренировочные и творческо-поисковые. Система заданий направлена на осознание инаковости представлений и ценностей людей прошлого. Автор приводит пример таких заданий. Они посвящены изучению представлений Средневековья и направлены на осмысление того, что время для общества той эпохи являлось орудием социального контроля, находясь в руках церкви и при полном ее господстве; что аспекты ментальности имеют социальную окраску, определяют поведение людей каждой социальной группы. Кроме того, познавательные задачи направлены на осознание изменения ментальных компонентов, его причин; понимание влияния ментальных факторов на поведение средневекового человека.
Познавательные задачи применялись и Г. А. Прохоровой в ее собственном опыте, а также в педагогическом опыте студентов–историков, проходивших практику в школах Кургана и области. Помимо этого автор перечисляет следующие приемы: описательный рассказ с опорой на наглядный образ, рассказ–путешествие, воображаемая экскурсия в прошлое (в Афинский акрополь, средневековый замок), рассказ от имени очевидца событий (возможен в форме письма, дневника), подготовка творческих сочинений, сообщений учащихся, разработка школьниками сценариев экскурсий.
Сегодня в школьных учебниках материала по исторической ментальности немного, кроме того, он достаточно разрознен и группируетс, в основном, вокруг тем, связанных с культурой и повседневностью. Однако чтобы формировать толерантность, способность взглянуть на мир глазами другого человека, с позиции его ценностей, этого мало. Необходимо включать историко-ментальные сведения в содержание, раскрывающее традиции предшествующей эпохи, хозяйственную практику, общественные отношения, взаимоотношения человека и природы, культуру.© 2021, Недостоева Елена Сергеевна 231