СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новые подходы в решении проблем дошкольного и начального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире всё больше внимания уделено решению проблемы доступности дошкольного воспитания и образования, обеспечению условий для качественной подготовки детей к обучению в школе; повышение уровня квалификации педагогов и родителей для достижения соответствия образования актуальными и перспективными потребностями личности, общества и государства.

Сегодня технология обучения дошла до такого уровня, что любое знание может быть дано ребенку, независимо от его возраста. Поэтому сейчас практических работников дошкольных учреждений и начальной школы волнует не столько проблема «чему учить и зачем учить» (то есть целей и содержания обучения), сколько «как учить» (то есть методов и средств). Это породило противоречие между ведущими линиями воспитания и обучения детей указанных возрастов, определяющими успешность всего дальнейшего гармонического развития ребенка, и фактической ориентацией на искусственную акселерацию, форсированное обучение, торопливое «проскакивание» отдельных стадий детского развития. Следствием этого противоречия стало весьма распространившееся сейчас явление – пути решения проблемы преемственности не всегда соответствуют научным представлениям о самоценности каждого периода развития ребенка, а процесс воспитания и обучения не ориентируется на возрастные особенности и возможности детей. Более того, понимание возрастного периода развития ставится в зависимость от организационных сторон системы обучения.

Подготовка к школе связывается, прежде всего, со стремлением необоснованно, формально расширять знания ребенка, наполнить его голову представлениями из разных областей знаний без учета, во-первых, возможностей ребенка сознательно усвоить данные знания, а, во-вторых, их актуальности для детей данного возраста. Сегодня голова ребенка, проходящего обучение в «типовой» подготовительной группе, напоминает книжный склад, где ровными стопочками «связаны» книги: (в одной стопочке – о природе, в другой – о географии, в третьей – о языке и т.п.). Этим обусловлено и стремление педагогов заранее «проходить» программу первого класса школы, как можно раньше научить детей читать и писать. При этом очевидно, что для успешного обучения нужна голова не столько хорошо наполненная, сколько хорошо устроенная! Еще древние говорили, что «многознание не определяет развитие ума».

Анализ деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений и начальной школы показал, что разница между знающим и компетентным педагогом не в объеме и глубине усвоения знаний и не в их прочности, а в том, как индивидуальные знания организованы и в какой мере они надежны для принятия эффективных решений.

В системе образования устоялась тенденция: старшее звено диктует свои требования предыдущему. С этой точки зрения всем кажется очевидным, что ВУЗ указывает школе, какого выпускника готовить, старшая школа предъявляет свои требования основной, та – начальной…

В свою очередь, начальная школа стала жестко устанавливать условия поступления дошкольника в школу: проводятся неоправданные тестирования, проверяющие только готовность к изучению конкретного школьного предмета.

Подготовка к школе рассматривается часто как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узко предметных умений и навыков. В результате реализации такого подхода происходят существенные изменения в жизни будущего школьника: его день насыщен деятельностью, которая не соответствует его дошкольным потребностям, он мало двигается, недостаточно выполняет продуктивных, художественно-творческих заданий, почти не занимается сюжетной игрой, театром, спортивными упражнениями и т.п. Его занятия рассчитаны, в основном, на механическое запоминание и мало влияют на развитие воображения и мышления. Дети теряет интерес к учению, школе и процессу познания, который происходит успешно, как известно, у дошкольников в игре и творческой деятельности.

Особую тревогу психолого-педагогической науки вызывает растущее утомление и переутомление ребенка. Наши дети и так жители «нервного века» и многие явления, приводящие к утомлению, снять не всегда удается, но это положение еще более усугубляется, так как не предусматриваются условия, не допускающие или снижающие его.

Вместе с тем до сих пор остается нерешенной проблема разноподготовленности детей на пороге школы. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (появляется тревога, снижается (завышается) уровень самооценки, исчезает познавательный интерес, желание учиться в школе).

Кроме этого, следует учесть, что предполагаемые изменения должны коснуться не только форм и содержания общеобразовательной деятельности на уровне старшего дошкольного возраста, но и младшего школьного возраста.

Вопрос преемственности программ дошкольного и начального школьного образования надо решать с двух сторон. При этом следует учесть, с одной стороны, значительно возросший информационный фон, в котором формируется интеллект детей с раннего дошкольного возраста, и, в то же время, новые информационные технологии, потребность в значительно большем владении навыками в работе с информационными потоками, которые ставит перед детьми XXI век, в котором им предстоит жить и трудиться.

Таким образом, задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования преемственности программ дошкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста.

Актуальное состояние практики профессионально-педагогической деятельности педагогов дошкольного и начального образования, я считаю, связано с необходимостью постоянного разрешения педагогами противоречия между достигнутым уровнем профессиональной компетентности и новым уровнем, востребованным на современном этапе, который адекватен современным тенденциям инновационного развития образования. Действенным выходом, предупреждающим деструктивное влияние, является постоянное стремление педагога к повышению своего профессионального мастерства, активная позиция педагога-исследователя, автора инновационных образовательных инициатив.

28.02.2015 12:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!