СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О Дмитрии Быкове: "он берет текст как яркий житейский кейс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Один из текстов, предложенных в качестве исходного на ЕГЭ-2018 по русскому языку, принадлежал Дм.Быкову. Текст неожиданный, сложный, и потому вызвавший волну самых разных откликов. В защиту авторского прочтения "Горе от ума" выступил М. Павловец, чей отзыв и помещаю.

В защиту Быкова Дмитрий Быков в обычной для себя яркой, провокационной манере подходит к художественному тексту. Подходит не как его исследователь, который вынужден учитывать историю осмысления художественного произведения, его историко-литературный контекст, выстраивать концепцию произведения, стараясь по возможности учесть все аспекты его формы, авторские комментарии и многое другое.

Дмитрий Быков — прежде всего яркий, парадоксальный читатель: он из сложноорганизованного текста и богатого контекста выхватывает лишь те его отдельные элементы и те факты, которые ему интересны и важны, и на них строит свою глубоко субъективную интерпретацию, остальные игнорируя или искажая в угоду собственной концепции. Разбить его построения не стоит особого труда: очевидно, что никакого уважения к собеседникам у умного Чацкого нет, и чем дальше — тем его меньше. Быков в какой-то момент сам почувствовал, что в логике его интерпретации главным дураком оказывается. Пушкин, который отказал Чацкому в уме за попытки того объясниться с фамусовским окружением и любимой девушкой, и тем самым проявил недюжинный снобизм — и все усилия нашего интерпретатора вывести Пушкина из-под удара оказались тщетными. И тем не менее я не брошу в Дмитрия Львовича камня: на самом деле так читаем все мы, когда читаем для своего удовольствия — беря из книги то, что резонирует с кругом наших интересов и переживаний, то, что близко и понятно нашему времени. Школа никак не может разрешить себе такой подход, так как в ней по-прежнему царит иной принцип: сперва научись пересказывать чужие мысли, потом получишь прав о завести свои. Скажем, правильный, продвинутый ученик должен был опереться на концепцию Лотмана, вспомнить, что для вольнодумной молодежи эпохи Чацкого было характерно пропагандировать свои передовые идеи в самых неподходящих местах, ибо слово — это дело; что если бы герой не высказывал своих взглядов — пьесы бы не получилось и т.д. Но что поделать, если такой историко-филологический подход к тексту интересен буквально единицам — в основном потенциальным абитуриентам филфаков, кого занимает грибоедовская эпоха и тонкости политических воззрений либеральной дворянской молодежи конца 1810-х годов. Остальным либо вообще не интересно читать и думать над сложными жизненными проблемами, либо интересна та проблема, которую ставит Дмитрий Быков. Ведь эта проблема — самого Быкова, большого эрудита, вещающего на самые разные аудитории и нередко обвиняемого в презрении к своей публике, что его, конечно, задевает и заставляет еще раз «на себя оборотиться». Да, он берет текст не как сложносочиненное произведение начала XIX века, вобравшее в себя и эстетические, и идеологические тенденции своего времени, а как яркий житейский кейс. Но даже противоречия и несостыковки, которые позволяет себе Дмитрий Быков, пробуждают интерес и желание с ним поспорить, еще раз перечитать программный текст. В отличие от скучных экзаменационных тем — «Роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии Грибоедова "Горе от ума"».

«Вот, собственно, и всё, что я хотел(а) сказать о Дмитрии Львовиче» ©

Категория: Литература
14.06.2018 12:38


Рекомендуем курсы ПК и ПП