© 2017 498
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основной объём любых знаний человек приобретает в результате самообразования, т. е. при самостоятельных занятиях. Самообучение в домашних условиях при правильной его организации может быть вполне результативным. Наши советы могут быть полезны ребятам, которые постоянно или временно по какой-то причине обучаются вне массовой школы, в домашних условиях, а также всем другим учащимся, желающим повысить свою орфографическую и пунктуационную грамотность.
Одним из самых эффективных упражнений, развивающих орфографическую и пунктуационную грамотность, является регулярное написание диктантов. Такая работа активизирует мыслительную деятельность пишущего. При этом ещё напрягаются и развиваются различные виды памяти – слуховая, зрительная и речедвигательная. Наиболее эффективны текстовые диктанты, поскольку при воспроизведении текста диктант активно воспринимается и осмысливается учеником. Правильно подобранный текст послужит также и развитию речи, и воспитанию художественного вкуса, и расширению читательского кругозора. Точно воспроизводя содержание, логико-композиционную и языковую структуру текста, вы познаёте его особенности как произведения речи, тем самым готовитесь к созданию собственных речевых произведений.
Исходя из сказанного, даём первый совет: текст для диктанта должен быть образцовым в стилистическом и художественном отношении. Поэтому его надо выбирать из сборников диктантов для соответствующего ученику возраста, но если сборника в доме нет, можно брать небольшие тексты или части произведений из хрестоматий по литературе и другой литературы для детей (в том числе статьи из журналов, учебников, справочников).
Второй совет касается организации вашей самостоятельной работы без помощи всегда занятых взрослых. Конечно, хорошо, если есть кому вам диктовать тексты, но такая форма работы больше подходит для контрольного диктанта. А при самообучении грамотности вполне можно обойтись и без помощника, диктующего вам текст. Есть такие варианты работы.
Вариант 1. Вы сами надиктовываете себе несколько текстов в замедленном темпе на диктофон или другое техническое устройство, которое можно использовать сначала для записи устной речи, а потом для её воспроизведения во время написания вами диктанта. Теперь вы можете в свободное время писать эти диктанты сколько хотите. Но если у вас нет никакого технического устройства для этой цели, как быть? Существуют другие – и даже более эффективные – виды диктантов.
Вариант 2. Самодиктант по заученному наизусть тексту – стихотворению или прозаическому отрывку. Вы заучиваете любое понравившееся вам стихотворение или прозаический отрывок из литературного произведения, в том числе из произведений, изучаемых в школьном курсе русской литературы. Затем записываете этот текст по памяти. Но можно писать самодиктант и не по заученному наизусть тексту, а по тексту, который вы несколько раз прочитали и запомнили, хотя и не можете его воспроизвести дословно.
Можно набирать текст и на компьютере, но только в том случае, если вы не можете писать ручкой на бумаге. Однако компьютерные диктанты имеют свои особенности в методике работы по повышению грамотности, и в данной статье мы рассказывать о них не будем. Имейте также в виду, что, во-первых, грамотно писать рукой без компьютера необходимо любому человеку, где бы он потом ни работал, во-вторых, каждая из форм работы имеет свои достоинства и недостатки, а в-третьих, написание текста рукой на бумаге для приобретения грамотности более полезно, чем набор этого текста на клавиатуре компьютера.
Третий совет по самому главному этапу вашей деятельности – как проверять свою письменную работу. Написав диктант, не спешите сверять написанное вами с исходным текстом, тем более если это диктант не по заученному наизусть, а по запомненному тексту (в последнем случае может не быть полного совпадения с первоисточником). Сначала поработайте со словарями и справочниками, выясняя правильность ваших написаний.
Для самообразования вам необходимо иметь словари; на начальном этапе используйте орфографический словарь, толковый словарь современного русского языка, словарь иностранных слов и школьный этимологический словарь. По словарям сначала проверьте все случаи ваших сомнений в правильности написанных вами слов и словосочетаний с орфограммами. И самое главное: при этом попытайтесь найти объяснение, почему слово с орфограммой пишется именно так, а не иначе (даже если вы умеете его правильно писать). Затем специально проверьте расстановку знаков препинания, используя справочник по пунктуации.
Если у вас нет ни словарей, ни справочников, это, конечно, не очень хорошо, но не безнадёжно. В таком случае сразу же обратитесь к школьным учебникам по русскому языку, вчитайтесь в правила, которые содержатся в учебниках. Имейте в виду то, что школьные правила охватывают очень большое количество написаний, особенно по часто встречающимся орфограммам и пунктограммам, но далеко не все. Также имейте в виду, что написание многих слов определяется не только правилами, но и традицией их написания в русском языке или же их историей (этимологией). Так, слова колесо, колея, кольцо, около, околица, коловорот пишутся с буквой о, потому что они содержат древний корень кол- (ср. ныне исчезнувшее коло «круг»). Если же слово заимствовано, то его написание может быть обусловлено иноязычным морфемным строением, особенно корнем слова, оставшимся в том языке, из которого слово было заимствовано. Например, с латинским корнем spect- (имевшим значение «видеть, смотреть») в русском языке есть целая группа слов: аспект, проспект, конспект, инспектор, перспектива, спектакль, спектроскоп и др. У написания каждого слова – своя мотивация, и когда она вами будет установлена, вы легко запомните написание и значение этого слова. Если просто заучивать написание слова ветеран, надолго его не запомнишь. Но если узнаешь, что у этого слова латинский корень vetus со значением «старый», станет понятным и запоминающимся его написание. Кстати, само по себе узнавание мотиваций именно такого, а не иного написания – не только полезное, но и очень увлекательное занятие.
Поработав со словарями, справочниками и учебниками, выпишите для себя все не выясненные вами случаи, непонятные для вас написания и только потом приступайте к сверке написанного вами текста с его источником. Отмечайте ярким цветом все найденные ошибки. Запоминайте правильный вариант написания.
Четвёртый совет. По всем оставшимся неясными для нас вопросам написаний обратитесь за консультацией к учителю, но предварительно систематизируйте свои вопросы, продумайте, как более конкретно и экономно их оформить, чтобы не отнимать у учителя слишком много времени.
Свои вопросы вы можете послать учителю по электронной почте. Если же в такой форме ваше общение с учителем не осуществляется, запишите ваши вопросы на бумаге. Возможно, учителю самому придётся обратиться к справочной литературе в поисках ответа на ваши вопросы. Дело в том, что русский язык относится к числу самых богатых языков мира, в нём очень много слов и вариантов синтаксических конструкций, поэтому ни один человек, даже самый образованный из всех учёных, не может знать правильного написания всех слов и конструкций, которые употребляются в речи. Кроме того, в выбранном вами тексте могут быть отступления от общепринятых правил (норм) написания (особенно в знаках препинания) – по воле автора стихотворения или иного текста. Вполне закономерна такая ситуация, когда учителю понадобится время, чтобы дать вам правильное и полное разъяснение какого-то написания.
В заключение скажем следующее: в любом возрасте ученик может и должен самостоятельно и вполне результативно сам себя обучать в домашних условиях, если правильно организует такое обучение.
Источник: Шипицына Г. М. О домашнем самообучении: советы учащимся // Русский язык в школе и дома. – 2011. – № 9. – С. 1–3.
См. материалы:
Повторяем орфографию
Повторяем пунктуацию
© 2017 498