СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О домашнем самообучении: советы учащимся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной объём любых знаний человек приобретает в результате самообра­зования, т. е. при самостоятельных занятиях. Самообучение в домаш­них условиях при правильной его организации может быть вполне результатив­ным. Наши советы могут быть полезны ребятам, которые постоянно или времен­но по какой-то причине обучаются вне массовой школы, в домашних условиях, а также всем другим учащимся, желающим повысить свою орфографическую и пунктуационную грамотность.

Одним из самых эффективных упражнений, развивающих орфографическую и пунктуационную грамотность, является регулярное написание диктантов. Та­кая работа активизирует мыслительную деятельность пишущего. При этом ещё напрягаются и развиваются различные виды памяти – слуховая, зрительная и речедвигательная. Наиболее эффективны текстовые диктанты, поскольку при воспроизведении текста диктант активно воспринимается и осмысливается уче­ником. Правильно подобранный текст послужит также и развитию речи, и воспитанию художественного вкуса, и расширению читательского кругозора. Точно воспроизводя содержание, логико-композиционную и языковую структуру тек­ста, вы познаёте его особенности как произведения речи, тем самым готовитесь к созданию собственных речевых произведений.

Исходя из сказанного, даём первый совет: текст для диктанта должен быть образцовым в стилистическом и художественном отношении. Поэтому его надо выбирать из сборников диктантов для соответствующего ученику возраста, но если сборника в доме нет, можно брать небольшие тексты или части произведе­ний из хрестоматий по литературе и другой литературы для детей (в том числе статьи из журналов, учебников, справочников).

Второй совет касается организации вашей самостоятельной работы без помо­щи всегда занятых взрослых. Конечно, хорошо, если есть кому вам диктовать тексты, но такая форма работы больше подходит для контрольного диктанта. А при самообучении грамотности вполне можно обойтись и без помощника, дикту­ющего вам текст. Есть такие варианты работы.

Вариант 1. Вы сами надиктовываете себе несколько текстов в замедленном темпе на диктофон или другое техническое устройство, которое можно использо­вать сначала для записи устной речи, а потом для её воспроизведения во время написания вами диктанта. Теперь вы можете в свободное время писать эти дик­танты сколько хотите. Но если у вас нет никакого технического устройства для этой цели, как быть? Существуют другие – и даже более эффективные – виды диктантов.

Вариант 2. Самодиктант по заученному наизусть тексту – стихотворению или прозаическому отрывку. Вы заучиваете любое понравившееся вам стихотво­рение или прозаический отрывок из литературного произведения, в том числе из произведений, изучаемых в школьном курсе русской литературы. Затем записы­ваете этот текст по памяти. Но можно писать самодиктант и не по заученному наизусть тексту, а по тексту, который вы несколько раз прочитали и запомнили, хотя и не можете его воспроизвести дословно.

Можно набирать текст и на компьюте­ре, но только в том случае, если вы не можете писать ручкой на бумаге. Однако компьютерные диктанты имеют свои особенности в методике работы по повы­шению грамотности, и в данной статье мы рассказывать о них не будем. Имейте также в виду, что, во-первых, грамотно писать рукой без компьютера необходимо любому человеку, где бы он потом ни работал, во-вторых, каждая из форм работы имеет свои достоинства и недостатки, а в-третьих, написание текста рукой на бумаге для приобретения грамотности более полезно, чем набор этого текста на клавиатуре компьютера.

Третий совет по самому главному этапу вашей деятельности – как проверять свою письменную работу. Написав диктант, не спешите сверять написанное вами с исходным текстом, тем более если это диктант не по заученному наизусть, а по запомненному тексту (в последнем случае может не быть полного совпадения с первоисточником). Сначала поработайте со словарями и справочниками, выясняя правильность ваших написаний.

Для самообразования вам необходимо иметь словари; на начальном этапе используйте орфографиче­ский словарь, толковый словарь современного русского языка, словарь иностранных слов и школьный этимологический словарь. По словарям сначала проверьте все случаи ваших сомнений в правильности написанных вами слов и словосочетаний с орфограммами. И самое главное: при этом попытайтесь найти объяснение, почему слово с орфограммой пишется именно так, а не иначе (даже если вы умеете его правильно писать). Затем специально проверь­те расстановку знаков препинания, используя справочник по пунктуации.

Если у вас нет ни словарей, ни справочников, это, конечно, не очень хорошо, но не безнадёжно. В таком случае сразу же обратитесь к школьным учебникам по русскому языку, вчитайтесь в правила, которые содержатся в учебниках. Имейте в виду то, что школьные правила охватывают очень большое количество написа­ний, особенно по часто встречающимся орфограммам и пунктограммам, но дале­ко не все. Также имейте в виду, что написание многих слов определяется не только правилами, но и традицией их написания в русском языке или же их исто­рией (этимологией). Так, слова колесо, колея, кольцо, около, околица, коловорот пишутся с буквой о, потому что они содержат древний корень кол- (ср. ныне исчезнувшее коло «круг»). Если же слово заимствовано, то его написание может быть обусловлено иноязычным морфемным строением, особенно корнем слова, оставшимся в том языке, из которого слово было заимствовано. Например, с латинским корнем spect- (имевшим значение «видеть, смотреть») в русском языке есть целая группа слов: аспект, проспект, конспект, инспектор, перспектива, спектакль, спектроскоп и др. У написания каждого слова – своя мотивация, и когда она вами будет установлена, вы легко запомните написание и значение этого слова. Если просто заучивать написание слова ветеран, надолго его не запом­нишь. Но если узнаешь, что у этого слова латинский корень vetus со значением «старый», станет понятным и запоминающимся его написание. Кстати, само по себе узнавание мотиваций именно такого, а не иного написания – не только по­лезное, но и очень увлекательное занятие.

Поработав со словарями, справочниками и учебниками, выпишите для себя все не выясненные вами случаи, непонятные для вас написания и только потом приступайте к сверке написанного вами текста с его источником. Отмечайте яр­ким цветом все найденные ошибки. Запоминайте правильный вариант написа­ния.

Четвёртый совет. По всем оставшимся неясными для нас вопросам написа­ний обратитесь за консультацией к учителю, но предварительно систематизируй­те свои вопросы, продумайте, как более конкретно и экономно их оформить, что­бы не отнимать у учителя слишком много времени.

Свои вопросы вы можете послать учителю по электронной почте. Если же в такой форме ваше общение с учителем не осуществляется, запишите ваши вопро­сы на бумаге. Возможно, учителю самому придётся обратиться к справочной ли­тературе в поисках ответа на ваши вопросы. Дело в том, что русский язык отно­сится к числу самых богатых языков мира, в нём очень много слов и вариантов синтаксических конструкций, поэтому ни один человек, даже самый образованный из всех учёных, не может знать правильного написания всех слов и конст­рукций, которые употребляются в речи. Кроме того, в выбранном вами тексте могут быть отступления от общепринятых правил (норм) написания (особенно в знаках препинания) – по воле автора стихотворения или иного текста. Вполне закономерна такая ситуация, когда учителю понадобится время, чтобы дать вам правильное и полное разъяснение какого-то написания.

В заключение скажем следующее: в любом возрасте ученик может и должен самостоятельно и вполне результативно сам себя обучать в домашних условиях, если правильно организует такое обучение.

Источник: Шипицына Г. М. О домашнем самообучении: советы учащимся // Русский язык в школе и дома. – 2011. – № 9. – С. 1–3.

См. материалы:

Повторяем орфографию

https://multiurok.ru/blog/povtoriaiem-orfoghrafiiu.html

Повторяем пунктуацию

https://multiurok.ru/blog/povtoriaiem-punktuatsiiu.html

Категория: Русский язык
23.07.2017 21:59


© 2017 498

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!