СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О новом государственном проекте концепции по предмету "Физическая культура"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые специалисты физической культуры, работающие в образовательных организациях! Многие ли из вас знакомы с тем фактом, что общественности представили в 2015 г. Проект концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Российской Федерации?

Да, для некоторых - это новость! Проект концепции весьма спорен и неоднозначен. И, тем не менее, дистанция проекта почти пройдена и финиширует он в 2020-м году.

Если вы все же наберетесь смелости и посмотрите дорожную карту, индикаторы документа РАО от 2016 года - Проект концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура», то увидите, как далеко желаемое от действительного.

Мне, как эксперту в области физкультурных технологий, не пришлось встретить в Сети ни обсуждения, ни предложений, ни положительных и ни отрицательных квалифицированных суждений об этом проекте. Однако, позволю высказать свое мнение, как многолетний участник аналогичных проектов.

Мнение эксперта:

Предлагаемый Проект концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях, по моему мнению, - это совершенно СЫРОЙ и НЕПРОДУМАННЫЙ документ!

Приведу и вкратце прокомментирую свои аргументы:

1. Авторы этого важного документа совершенно не представили механизма модернизации, актуализации и путей внедрения инноваций в работу образовательных организаций.

Комментарий: Если вы сравните все предыдущие проекты и концепции по модернизации образовательного предмета "Физическая культура", начиная с 90-х годов прошлого века, вы обнаружите, что во всех документах "инновации" (беру в ковычки) в области физкультуры только исключительно декларировались и были новы на бумаге. На практике ничего не менялось и меняться не могло, т.к. не подкреплялось четким алгоритмом реализации пунктов проекта, контролем, доведением заявленного до "промышленного образца".

Фактически, все перекладывалось на плечи учителя физкультуры. Система, же которая должна была обеспечить механизм внедрения инноваций в образование, всегда оставалась в стороне от этого процесса. "Композитор есть, исполнитель есть, театр есть, а оркестр не приехал! Вот и поем по старинке, всем селом!"

2. В проекте под модернизацией содержания учебного предмета представлены пункты, переписываемые из года в год.

Комментарий: Например, тезис: "Для обновления материально-технического обеспечения и оснащения необходимо: разработать требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию, используемому в образовательной деятельности по учебному предмету, к его сертификации, правила безопасности по эксплуатации объектов физкультурноспортивной инфраструктуры; обеспечить обновление санитарно-эпидемиологических требований и норм к спортивной инфраструктуре образовательных организаций; организовать испытательные центры для оценки технического уровня и безопасности объектов школьной спортивной инфраструктуры, оборудования и инвентаря; обновить примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений образовательных организаций.".

А разве требования безопасности к спортивному инвентарю и оборудованию не существуют? Существуют! Однако, авторы не пишут о том, что используемые в настоящее время, требования устарели и требуют замены, а представляют дело так, как будто с "нуля" требуется разработка новых требований.

Или, например, ".разработать инструментарий для оценки физических способностей., создать электронную научно-методическую ресурсную базу по учебному предмету на основе современных подходов к диагностике результатов обучения, определения уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся.". Я сам участвовал с 2000 года по линии Госкомспорта в принятии этих решений и они совершенно не новы!

Сколько уже раз мы все это слышали?! Общероссийская система мониторинга физической подготовленности детей, учащихся и молодежи не прожила и 2-х экспериментальных лет! И это притом, что система являлась важным составным звеном государственной системы "Социально-гигиенический мониторинг населения России".

Ежегодный сводный доклад шел на стол президенту страны. И замечу, моя группа являлась разработчиком программного обеспечения физкультурного мониторинга "Физкультурный Паспорт". Мы внедряли программу, обучали пилотные региона России, обрабатывали и делали анализ состояния физической подготовленности детей, учащихся и молодежи страны. И все это было, но.сплыло!

Да, это ВАЖНО: об этом грандиозном проекте "забыли", словно его и не существовало! О факте рождения документа всем протрубили, а вот, документа об анулировании Общероссийской системы мониторинга вы в правовом поле Интернета не найдете! Она жива? Вопрос не ко мне!

И таких пунктов-дублеров в проекте концепции не менее 70%! Да, учитель, "ничто не ново под луной"!

3. Предложение разработчиков и комиссий проекта для Министерства образования и науки о включении учебного предмета «Физическая культура» в перечень ЕГЭ.

Комментарий: Это было бы здорово для престижа предмета и учителя! Но на практике еще ни одной эпохе это не удалось выполнить! Был в конце 90-х пилотный эксперимент в Москве (организатор: ЦОМО ФВ). Дал прекрасные результаты и желание учеников, мотивацию. Но кто-то спустил это "на тормоза". А ведь, в том же Китае система физического воспитангия выстроена так, что ни в один ВУЗ не поступишь, не сдав экзамен по физкультуре! 4. Совершенно непонятно, как должен измениться функционал специалистов физической культуры при пользовании новыми технологиями и дидактическими материалами!

4. Совершенно непонятно, как должен измениться функционал специалистов физической культуры при пользовании новыми технологиями и дидактическими материалами!

Комментарий:

Дело в том, что перейдя к работе по документу "Профессиональный стандарт "Педагог", учитель физической культуры стал "обут" в нелепые "компетенции", - непонятные и никогда не понимаемые "новшества". Разработчики Профстандарта, как и новых ФГОСов, поставили требования к предмету "Физическая культура" в один ряд с другими предметами, на которых в 99% случаев ученики не бегают, не прыгают, а сидят за столами. Им не требуется проявлять силу воли, преодолевать усталость и переодеваться. Их не ожидают травмы, насмешки товарищей, стыд за плохую фигуру и наступившую зрелость. Практически все на уроках физры другое. А разработчики стандартов твердят: "Если вы предмет - то работайте как все!". Так и хочется прокричать:

"Господин, товарищ президент, вы - спортсмен и все понимаете. Физическое воспитание - это не сидение на уроке за столом с ноотбуком, интерактивной доской, планшетом ученика, коммутируемого, например, с электронным микроскопом! Это физический труд по совершенствованию своего тела, функций организма и морально-волевым напряжением, делающим ребенка/ученика/студента/взрослого человека Защитником своего Отечества!

5. А где же в концепции дошкольные образовательные организации?

Комментарий: Мне все время невдомек! Почему государственные концепции на "физкультурном поле" видят только школьное образование? Если уж писать глобальную концепцию физического развития подрастающего поколения, то надо начинать с дошколят! Иначе, замыкая специалистов физкультуры образовательных организаций страны в шоры "компетенций", разработчики "чудом" упускают свой лакомый тезис о "преемственности" ступеней образования. Да, ФГОС здесь забыт напрочь!

Вот и очередная модернизация не знает практической стороны деятельности педагога физического воспитания. А министерству показать работу нужно, да покрасивее!

И чем заковырестее авторы напишут очередной проект концепции, тем они в выигрыше.

В проигрыше исполнитель, т.е., учитель физкультуры, который отдувается за каждый следующий такой проект дополнительными бумажными отчетами.

И, хотя министром образования объявлен "бой лишней макулатурной отчетности", вряд ли что-либо изменится. Это мы тоже слышали.

Свои соображения, коллеги, по данному документу пишите в комментариях.

Автор: эксперт-аналитик, к.п.н., А.Н. Тяпин.

Источники:

1. Концепция модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» в общеобразовательных организациях Российской Федерации. Проект. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/f7ccb63562c743ddc208b5c1b54c3aca/download/732/.

2. Проект научно-обоснованной концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» URL: https://docplayer.ru/44080504-Proekt-nauchno-obosnovannoy-koncepcii-modernizacii-soderzhaniya-i-tehnologiy-prepodavaniya-uchebnogo-predmeta-fizicheskaya-kultura.html.

3. Сайт программного обеспечения физкультурного мониторинга: - URL:https://fispassport.ru/.

21.03.2019 20:33


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!