СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О педагогических технологиях от Николая Борытко, д.п.н

Нажмите, чтобы узнать подробности

— Сегодня существует множество педагогических технологий. Что следует знать педагогам, которые намерены использовать новую для себя технологию?

— Вопрос о педагогических технологиях уже десятилетия является одним из самых дискутируемых. И это не случайно: ведь именно в технологиях раскрывается мастерство любого профессионала, его отличие от любителя-дилетанта. Даже прямой перевод этого термина с греческого языка означает «учение о мастерстве» (techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, понятие, учение). Технология — это интеграция, сплав теории и практики. Технология — это обоснованный путь к заранее запланированному результату. Но технология требует большого труда не только для ее разработки, но и для освоения. Поэтому я всегда советую, прежде чем браться за освоение какой-либо технологии, ответить для себя на следующие пять вопросов:

1. Что новое, оригинальное в ней содержится по сравнению с тем, что я уже делаю?

Уровень новизны технологии зависит не только от степени мастерства педагога, не менее важны цели, на достижение которых направлена технология, и условия, в которых она обещает быть эффективной.

2. На решение каких проблем она направлена?

Возможно, эти проблемы не актуальны для детей, с которыми работает педагог. Или это проблемы не его специализации (технология формирования грамотности, к примеру, вряд ли будет полезна в работе учителя музыки).

3. В каких условиях эта технология обещает быть эффективной?

Может оказаться, что требуемые условия недостижимы в работе данного педагога, тогда данная технология ему не поможет, а усилия, затраченные на ее освоение, пропадут понапрасну.

4. Следует ли использовать конкретную технологию в своей работе?

Педагогическая технология может быть эффективной только в том случае, если она:

  • актуальна, т.е. востребована современными условиями общественного развития;
  • основана на закономерностях человеческого восприятия и развития ребенка;
  • учитывает особенности данного состава класса (или отдельного ребенка), самого педагога и условий, в которых он эту технологию осуществляет.

5. Если да, то в какой степени (целиком или на уровне отдельных элементов)?

Возможно, технология интересна, но достаточно применять ее лишь на уровне характерных для нее приемов и методов или их групп, не доводя до целостного применения.

При этом, как показывают исследования, следует различать технологию (переносимый алгоритм деятельности) и технологичный (результативный) опыт, «привязанный» к особенностям самого педагога и условиям его работы. Во втором случае мы можем воспользоваться лишь отдельными аспектами этого опыта. Как указывал еще К.Д. Ушинский, «Передается не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта, используется его идея, причем в новых условиях, новыми средствами на новом уровне».

— С чем может быть связана проблема, почему технология не работает с конкретными детьми в конкретном классе?

— Нет и не может быть универсальных технологий. Прежде чем использовать какую-либо технологию, нужно изучить ее, как минимум, по четырем признакам:

  • Определить круг задач, успешно решаемых в процессе применения технологии (это могут быть как конечные, так и промежуточные результаты, получаемые благодаря такой работе).
  • Выделить критерии и показатели эффективности деятельности педагога, работающего по данной технологии, а также предусмотренные ею способы диагностики и коррекции педагогического процесса.
  • Понять объективные закономерности, на которых построена технология, и допустимые границы вариативности педагогической деятельности (допустимые методы, приемы, организационные формы работы).
  • Выявить условия оптимальности технологии, способы их создания или учета, варианты их сочетания, степень значимости.

— Какие методики и технологии, на Ваш взгляд, работают в большинстве случаев?

— Те, которые в максимальной мере включают в деятельность самих обучаемых или воспитанников. Для меня примером такой, «почти универсальной», технологии является технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова (хоть сам он ее называл методикой). А примером высокотехнологичной деятельности — опыт В.А. Сухомлинского.

— По роду своей деятельности, Вы изучаете педагогическую теорию и практику других стран, общаетесь с педагогами, работающими вне российской системы образования. Что, на Ваш взгляд, стоит внести в нашу систему образования из других систем? Чего не хватает нашей школе?

— Больше всего нам не хватает внимательного, заботливого, трепетного отношения к ученику/воспитаннику. У нас все «заточено» на реализацию стандартов, планов, программ, указаний, но не на помощь ребенку. Я как-то прочитал в американском журнале статью под названием «Потерянный человек в образовании». Так вот у нас его и не ищут: «Ищу Человека!» — это не про наше образование, к сожалению. Есть отдельные учителя, даже школы, но система в целом, увы, все более бюрократизируется. Вспоминается, как меня в шутку поучал мой старший коллега: «Важно не то, как ты работаешь, а как отчитываешься!». Тогда, сорок лет назад, это еще казалось шуткой, теперь… Увы.

— Правильно ли я понимаю, что гуманитарная концепция исходит из того, что ребенок вправе сам определить, стоит ему заниматься образованием и в какой мере, и современный учитель должен принять такое решение ребенка и уважать его?

— Нет, не правильно. Сказанное — про гуманистическую концепцию, да и то, в крайнем ее проявлении. А гуманитарная концепция говорит о том, что человека нужно научить самому справляться с жизненными трудностями, самому решать жизненные задачи. Если вспомнить избитый вопрос «Что делать с голодным: дать ему рыбу или дать удочку и научить самому ловить рыбу?», то первый вариант — гуманистическая концепция, а второй — гуманитарная.

07.02.2018 11:51


Рекомендуем курсы ПК и ПП