СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
— Сегодня существует множество педагогических технологий. Что следует знать педагогам, которые намерены использовать новую для себя технологию?
— Вопрос о педагогических технологиях уже десятилетия является одним из самых дискутируемых. И это не случайно: ведь именно в технологиях раскрывается мастерство любого профессионала, его отличие от любителя-дилетанта. Даже прямой перевод этого термина с греческого языка означает «учение о мастерстве» (techne — искусство, мастерство, умение; logos — слово, понятие, учение). Технология — это интеграция, сплав теории и практики. Технология — это обоснованный путь к заранее запланированному результату. Но технология требует большого труда не только для ее разработки, но и для освоения. Поэтому я всегда советую, прежде чем браться за освоение какой-либо технологии, ответить для себя на следующие пять вопросов:
1. Что новое, оригинальное в ней содержится по сравнению с тем, что я уже делаю?
Уровень новизны технологии зависит не только от степени мастерства педагога, не менее важны цели, на достижение которых направлена технология, и условия, в которых она обещает быть эффективной.
2. На решение каких проблем она направлена?
Возможно, эти проблемы не актуальны для детей, с которыми работает педагог. Или это проблемы не его специализации (технология формирования грамотности, к примеру, вряд ли будет полезна в работе учителя музыки).
3. В каких условиях эта технология обещает быть эффективной?
Может оказаться, что требуемые условия недостижимы в работе данного педагога, тогда данная технология ему не поможет, а усилия, затраченные на ее освоение, пропадут понапрасну.
4. Следует ли использовать конкретную технологию в своей работе?
Педагогическая технология может быть эффективной только в том случае, если она:
5. Если да, то в какой степени (целиком или на уровне отдельных элементов)?
Возможно, технология интересна, но достаточно применять ее лишь на уровне характерных для нее приемов и методов или их групп, не доводя до целостного применения.
При этом, как показывают исследования, следует различать технологию (переносимый алгоритм деятельности) и технологичный (результативный) опыт, «привязанный» к особенностям самого педагога и условиям его работы. Во втором случае мы можем воспользоваться лишь отдельными аспектами этого опыта. Как указывал еще К.Д. Ушинский, «Передается не сам опыт, а мысль, выведенная из опыта, используется его идея, причем в новых условиях, новыми средствами на новом уровне».
— С чем может быть связана проблема, почему технология не работает с конкретными детьми в конкретном классе?
— Нет и не может быть универсальных технологий. Прежде чем использовать какую-либо технологию, нужно изучить ее, как минимум, по четырем признакам:
— Какие методики и технологии, на Ваш взгляд, работают в большинстве случаев?
— Те, которые в максимальной мере включают в деятельность самих обучаемых или воспитанников. Для меня примером такой, «почти универсальной», технологии является технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова (хоть сам он ее называл методикой). А примером высокотехнологичной деятельности — опыт В.А. Сухомлинского.
— По роду своей деятельности, Вы изучаете педагогическую теорию и практику других стран, общаетесь с педагогами, работающими вне российской системы образования. Что, на Ваш взгляд, стоит внести в нашу систему образования из других систем? Чего не хватает нашей школе?
— Больше всего нам не хватает внимательного, заботливого, трепетного отношения к ученику/воспитаннику. У нас все «заточено» на реализацию стандартов, планов, программ, указаний, но не на помощь ребенку. Я как-то прочитал в американском журнале статью под названием «Потерянный человек в образовании». Так вот у нас его и не ищут: «Ищу Человека!» — это не про наше образование, к сожалению. Есть отдельные учителя, даже школы, но система в целом, увы, все более бюрократизируется. Вспоминается, как меня в шутку поучал мой старший коллега: «Важно не то, как ты работаешь, а как отчитываешься!». Тогда, сорок лет назад, это еще казалось шуткой, теперь… Увы.
— Правильно ли я понимаю, что гуманитарная концепция исходит из того, что ребенок вправе сам определить, стоит ему заниматься образованием и в какой мере, и современный учитель должен принять такое решение ребенка и уважать его?
— Нет, не правильно. Сказанное — про гуманистическую концепцию, да и то, в крайнем ее проявлении. А гуманитарная концепция говорит о том, что человека нужно научить самому справляться с жизненными трудностями, самому решать жизненные задачи. Если вспомнить избитый вопрос «Что делать с голодным: дать ему рыбу или дать удочку и научить самому ловить рыбу?», то первый вариант — гуманистическая концепция, а второй — гуманитарная.
© 2018, Жукова Надежда Генриховна 399