СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«О предупреждении ошибок в применении орфографических правил».
Важнейшим этапом в формировании орфографического навыка является умение применять орфографическое правило к фактам, написание которых регулируется именно данным правилом.Успешное обучение этому предполагает знание возникающих в каждом случае ошибок, причин этих ошибок и путей их предупреждения.Неумение школьников действовать по правилу проявляется в том, что они не обнаруживают объекты применения правил — орфограммы; неверно распознают условия выбора тех или иных написаний; при решении вопроса о нужном написании учитывают не все условия, определяющие его выбор.Расссмотрим причины некоторых ошибок в распознавании условий выбора написаний орфограммы о – е – ё после шипящих или ц и трудности в усвоении школьниками условий, от которых зависит выбор написания данных орфограмм, а также наметить пути устранения указанных недостатков.
Анализ выполнения школьниками учебных заданий показывает, что одной из причин ошибок в распознавании условий выбора написаний является то, что, хотя ученики и называют такие признаки, как часть речи, часть слова и т.д., являющиеся условиями выбора написаний большинства орфограмм – букв, но фактически мыслительных операций, необходимых для распознавания данных условий, они не выполняют.
Из школьной практики известно, что ученики нередко объясняют орфограммы правилом, под которое они не подводятся. Актуализация правила, не соответствующего данной орфограмме, происходит вследствие того, что оно или часто повторяется (из-за большого числа слов, охватываемых данным правилом), или недавно изучалось, или хорошо запомнилось (например, из-за простой формулировки), В таких случаях наблюдается не процесс применения правила, а произвольное притягивание заученной формулировки к внешне сходным фактам.Анализ ошибок показывает, что механически может применяться каждое из условий выбора написаний анализируемых орфограмм, но чаще всего механически определяется часть слова и часть речи.
Одна из причин указанного недочета заключена в подборе тренировочного материала, предлагаемого для работы над данными орфограммами действующими школьными учебниками. Анализ этого дидактического материала показывает следующее. Во-первых, смешиваемые написания, предупреждающие неосознанное выполнение мыслительных операций по определению условий нормы, вводятся не в полном объеме (т. е. представлены не все возможные для той или иной орфограммы случаи смешения); в упражнениях сопоставляются, в основном, смешиваемые написания, зависящие от различий в морфемах, написания же, зависящие от различий в частях речи, при изучении большинства орфограмм вообще не сопоставляются. Во-вторых, смешиваемые написания вводятся непоследовательно (т. е. не для всех орфограмм). Так, при изучении ё — о после шипящих в корне слова нет противопоставления написаний в морфемах, при изучении о — е после шипящих в окончаниях прилагательных — в морфемах и частях речи. Учитывая сказанное, можно наметить следующие пути устранения этого недочета. Чтобы школьники сознательно определяли языковую природу орфограммы, а не просто механически перечисляли заученные условия действия нормы, необходимо в дидактический материал тренировочных упражнений ввести полный состав смешиваемых написаний, различающихся а) частью слова, включающей орфограмму;
б) частью речи;
в) ударностью — безударностью.
Ошибочный перенос правила, связанный с определением части слова, может быть предупрежден сопоставлением следующих орфограмм:
1) «Ё— о после шипящих в корне слова» и «О — е после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных: почёт,шёрстка, жёсткий — ручонка, большого, кружок, ключом, корешок, лужок,камышовый;
2) «О— е после шипящих на конце наречий» и «Ё— о после шипящих в корне слова»: жестко, почётно — горячо, певуче, свежо.
Неверное применение правила, связанное с формальным определением части речи, можно предупредить, вводя смешиваемые написания, отличающиеся частью речи, сопоставляя орфограммы:1) «О—е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных» и «Е—ё после шипящих в окончаниях глаголов»: свечой, ключом,большого, чужому — печёт, течёт, сечёт, стережёт.
2) «Ё— е после шипящих в суффиксах причастий» и «О — е в суффиксах существительных и прилагательных»: лишённый, закрепощённый — крючок,камышовый, рубашонка, медвежонок, моржовый, парчовый.
При таком подборе дидактического материала предупреждаются ошибки, вызываемые формальным определением языковой природы орфограммы. Для осознанного выполнения мыслительных операций по распознаванию существенных признаков орфограмм большое значение имеют и формулировки заданий к упражнениям.
Для упражнений, дидактический материал которых включает смешиваемые орфограммы, разумны, например, такие задания:
Из данных слов с пропущенными буквами выпишите только слова, в которых пропущена орфограмма «Ё — о после шипящих в корне слова». Ее написание объясните. Задание на выбор нужной орфограммы позволит ввести в тренировочное упражнение слова с внешне сходными, но еще не изученными орфограммами (неизученные орфограммы вводятся при условии, если знания учеников позволяют определить их грамматическую природу). Например, при изучении «Ё — о после ши пящих в корне слова» в упражнения можно включить слова с о — ё после шипящих в других морфемах — в суффиксе, в окончании, так как учащиеся на предыдущих уроках изучили все значимые части слова; при работе над орфограммой «О — е в окончаниях существительных после шипящих» целесообразно ввести орфограмму «Е — ё в окончаниях глаголов после шипящих», так как учащиеся уже знакомы с глаголами как частью речи и умеют отличать их от существительных.
Очень важен также пропуск в тексте смешиваемых орфограмм, так как в противном случае сами буквы будут сигнализировать о разных орфограммах и снимать трудности, связанные с нахождением орфограмм среди внешне сходных написаний. При выполнении тренировочных упражнений учитель должен требовать от школьников доказательства правильности своего решения при определении каждого условия действия правила. Например, требовать обоснования, почему ученик считает, что орфограмма находится в корне, окончании, в существительном, причастии и т. д. Такие доказательства ставят учащихся перед необходимостью выполнять все основные умственные операции, из которых складывается распознавание того или иного орфографического явления. Использование заданий на выбор орфограммы среди внешне сходных написаний, обоснование школьниками правильности определения того или иного условия действия правила, введение в дидактический материал полного состава смешиваемых написаний — все это обеспечит сознательное выполнение мыслительных операций по определению языковой природы орфограммы.
© 2019, Илясова Светлана Владимировна 729