СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О реализации компетентстного подхода в преподавании ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

О реализации компетентстного подхода в преподавании ДОУ

Становление человека как профессионала происходит в целостной образовательной среде того или иного образовательного учреждения. Усилия профессионального образования направлены на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально активной, самостоятельной, творческой, компетентностной личности профессионала. Образовательная среда является решающим фактором в развитии личности. Обучающийся своими действиями и поступками активизирует элементы среды и тем самым создает ее для себя. В психологии, философии, педагогике рассматривается проблема создания и использования образовательных возможностей среды в формировании личности, выделяются различные типы среды: социальная, культурная, образовательная, развивающая, гуманитарная, педагогическая, окружающая, техногенная, жизненная и другие.

Однако в педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки рабочих кадров в разных отраслях производства. Главное в реализации компетентного подхода в преподавании ДОУ-создание практико-ориентированной образовательной среды, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности

Сегодня, одна из проблем выпускников - низкая профессиональная компетентность и конкурентоспособность. Один из способов преодоления этих проблем – это практико-ориентированный подход в обучении специалистов.

Учитывая требования современного рынка труда, профессиональное образование должно опираться на качественно новый уровень оснащённости выпускника, как знаниями, так и практическими умениями. Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что потенциальные работодатели в подборе персонала выражают заинтересованность в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Иными словами, нужно отметить то, что требуется практическое знание своей профессии. На сегодняшний день молодые специалисты испытывают трудности в конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Получается, что профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат от компаний, в которых они работают на переквалификацию.

Основной проблемой низкой профессиональной компетентности выпускников и их неконкурентоспособности является отсутствие практики в области будущей профессиональной деятельности.

Для преодоления обозначенных проблем необходимо уже сегодня переопределить принципы, методы и процедуры формирования содержания профессионального образования, а также согласовать стандарты по подготовке специалистов с профессиональными стандартами определенной области.

Поэтому, при организации обучения специалиста в формировании содержания образования и образовательных стандартов акцент необходимо ставить на принципы диалогизма и практико-ориентированности. Это позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.

В основу реализации данных принципов в преподавании ДОУ положены:

реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;

специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;

интеграция знаний, методов различных областей науки и человеческой практики.

Практико-ориентированный подход обучения должен применяться с первых дней обучения. Лабораторно-практические занятия проводить с использованием компьютерной, технологии и должны быть нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, где учащиеся не просто закрепляют основные теоретические положения учебного предмета, а учатся прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи, самостоятельно организовывать свою деятельность.

На следующем курсе, к указанной деятельности добавляется продолжительная учебная практика, результатом которой является разработанный под руководством специалистов программный продукт для решения небольших по объему задач, выбранных из круга актуальных проблем. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами учреждений, их постановкой, решением, документированием и презентацией, сбором и подготовкой материалов к написанию курсовой работы. Во время практики учащиеся выполняют конкретные задания, предусмотренные должностными обязанностями квалификационной характеристики единого квалификационного справочника должностей, служащих по соответствующей должности. В период практик они могут приниматься на работу на вакантные должности в соответствии со штатными квалификационными требованиями.

Учащиеся в рамках предмета разрабатывают курсовые работы, где в основу положен диалог с преподавателем. На этом этапе выполняется полный цикл исследовательской деятельности: от изучения предметной области и выделения проблемы до ее реализации. В последнее время мы стремимся тематику курсовых работ увязать с конкретной деятельностью той или иной организации. Нам удалось довести до 70% темы курсовых работ, которые основываются на деятельности государственных или частных организаций. Это помогает будущим выпускникам установить связи с данными организациями, изучить их специфику деятельности и перейти работать после окончания колледжа в данную организацию, стать компетентными специалистами.

Заключительным этапом обучения, являются производственная и преддипломная практики. Их задачи: - закрепление и углубление знаний, полученных в учебном заведении по всему курсу обучения; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства.

Для создания практико-ориентированной образовательной среды нужны ее параметры и условия.

Поэтому практико-ориентированность и диалог позволяют приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.

А.И.Румянцев

27.07.2016 19:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП