СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О роли педагога дополнительного образования в формировании личности обучающегося в ходе учебно – исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

С позиций гуманистической парадигмы конечная цель образования состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, уникальной целостной личностью, стремящейся к самоактуализации, открытой для нового опыта, способной к сознательному, ответственному выбору. Отсюда и современная Концепция дополнительного образования, основываясь на гуманистической парадигме, определяет, что одними из важных целей дополнительного образования являются: «…обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования…». В связи с этим «…приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с воспитания мотивации к познанию, творчеству…». Одной из продуктивных технологий наиболее способствующих развитию личности обучающихся является технология учебно-исследовательской деятельности, которая в настоящее время активно реализуется в рамках дополнительного образования. В центре внимания – познавательная деятельность обучающегося, а также отношения сотрудничества педагога и обучающегося в ходе учебно-исследовательской деятельности. Главная функция педагога в реализации проектно-исследовательской деятельности - управление самостоятельной познавательной деятельностью ребенка. Он сопровождает его работу над учебным исследованием, реализуя двойственную позицию - и как участника и как организатора совместной деятельности. Педагог побуждает ребёнка искать, размышлять, самостоятельно решать задачи, выдвигать идеи, добиваться намеченного результата. Создаёт ситуации для достижения успеха и ощущения ответственности каждым ребёнком. Важно уяснить, что в ходе работы обучающегося по теме исследования педагог не дает готовые знания, а создаёт условия для развития мышления обучающихся, их самообразования и саморазвития, стимулируя их самостоятельную познавательную активность. Обучающийся оказывается в ситуации, которая требует от него значительных усилий, преодоления определённых трудностей, так как готовые знания отсутствуют. Роль обучающегося в процессе учебно-исследовательской деятельности изменяется, но на всех этапах он выступает как субъект деятельности. Он сам определяет проблему, ищет ответ на поставленный вопрос и принимает решения, выстраивает взаимоотношения с людьми на основе диалога и сотрудничества, оценивает и анализирует свою деятельность. В учебно-исследовотельской деятельности не менее важен индивидуальный подход к обучающимся, так как в каждом коллективе есть дети с различными способностями и возможностями. Успешность учебно-исследовательской деятельности базируется на знании особенностей каждого ребёнка, умении педагога подсказать ему и привести к принятию собственного решения. Хорошо подготовленные обучающиеся могут выполнить более глубокие исследования, используя разнообразный источниковый материал. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности к результатам со стороны педагога. Учебное исследование или исследовательский проект для обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. То есть учебно- исследовательская работа для обучающегося – это средство для саморазвития и самореализации. Поэтому работа над учебным исследованием от замысла до итога ценна постольку, поскольку даёт возможность обучающемуся проявить себя во всём своеобразии и неповторимости. Отсюда, и процесс работы будет продвигаться более успешно, а значит более личностно значимыми будут для ребенка его цель и результат. Также особенно важно, с одной стороны, сохранять самостоятельность ребёнка и стимулировать его мотив на всех этапах работы над учебным исследованием, а с другой стороны, необходимо ненавязчиво контролировать и направлять его работу - в этом и заключается мастерство педагога. Подводя итоги, следует отметить, что взаимодействия педагога и обучающегося в ходе совместной деятельности даёт возможность раскрытию не только индивидуальных особенностей ребенка, но и способствует формированию личностного развития обучающихся.

С позиций гуманистической парадигмы конечная цель образования состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, уникальной целостной личностью, стремящейся к самоактуализации, открытой для нового опыта, способной к сознательному, ответственному выбору. Отсюда и современная Концепция дополнительного образования, основываясь на гуманистической парадигме, определяет, что одними из важных целей дополнительного образования являются: «…обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию; расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования…». В связи с этим «…приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с воспитания мотивации к познанию, творчеству…». Одной из продуктивных технологий наиболее способствующих развитию личности обучающихся является технология учебно-исследовательской деятельности, которая в настоящее время активно реализуется в рамках дополнительного образования. В центре внимания – познавательная деятельность обучающегося, а также отношения сотрудничества педагога и обучающегося в ходе учебно-исследовательской деятельности. Главная функция педагога в реализации проектно-исследовательской деятельности - управление самостоятельной познавательной деятельностью ребенка. Он сопровождает его работу над учебным исследованием, реализуя двойственную позицию - и как участника и как организатора совместной деятельности. Педагог побуждает ребёнка искать, размышлять, самостоятельно решать задачи, выдвигать идеи, добиваться намеченного результата. Создаёт ситуации для достижения успеха и ощущения ответственности каждым ребёнком. Важно уяснить, что в ходе работы обучающегося по теме исследования педагог не дает готовые знания, а создаёт условия для развития мышления обучающихся, их самообразования и саморазвития, стимулируя их самостоятельную познавательную активность. Обучающийся оказывается в ситуации, которая требует от него значительных усилий, преодоления определённых трудностей, так как готовые знания отсутствуют. Роль обучающегося в процессе учебно-исследовательской деятельности изменяется, но на всех этапах он выступает как субъект деятельности. Он сам определяет проблему, ищет ответ на поставленный вопрос и принимает решения, выстраивает взаимоотношения с людьми на основе диалога и сотрудничества, оценивает и анализирует свою деятельность. В учебно-исследовотельской деятельности не менее важен индивидуальный подход к обучающимся, так как в каждом коллективе есть дети с различными способностями и возможностями. Успешность учебно-исследовательской деятельности базируется на знании особенностей каждого ребёнка, умении педагога подсказать ему и привести к принятию собственного решения. Хорошо подготовленные обучающиеся могут выполнить более глубокие исследования, используя разнообразный источниковый материал. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности к результатам со стороны педагога. Учебное исследование или исследовательский проект для обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. То есть учебно- исследовательская работа для обучающегося – это средство для саморазвития и самореализации. Поэтому работа над учебным исследованием от замысла до итога ценна постольку, поскольку даёт возможность обучающемуся проявить себя во всём своеобразии и неповторимости. Отсюда, и процесс работы будет продвигаться более успешно, а значит более личностно значимыми будут для ребенка его цель и результат. Также особенно важно, с одной стороны, сохранять самостоятельность ребёнка и стимулировать его мотив на всех этапах работы над учебным исследованием, а с другой стороны, необходимо ненавязчиво контролировать и направлять его работу - в этом и заключается мастерство педагога. Подводя итоги, следует отметить, что взаимодействия педагога и обучающегося в ходе совместной деятельности даёт возможность раскрытию не только индивидуальных особенностей ребенка, но и способствует формированию личностного развития обучающихся.

04.09.2018 13:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!