СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Положение

о проектно-исследовательской

деятельности

1. Общие положения.

1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи проектно-исследовательской деятельности в МБОУ СОШ №3 Барабинского района Новосибирской области, порядок ее организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ учащихся.

1.2 Настоящее положение разработано на основе:

-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», -федерального государственного стандарта основного общего образования, -

примерной основной образовательной программы основного общего образования, Устава школы.

1.3. Проектно-исследовательская деятельность является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, развитию персональных компетентностей обучающихся, их успешной социализации.

1.4. Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из способов оценки достижения метапредметных результатов основной образовательной программы основного общего образования.

1.5. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект,

выполняемый учащимся, в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и

результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую,

социальную, художественно-творческую).

1.6. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для

каждого учащегося (обучающегося), занимающегося по ФГОС.

1.7. Невыполнение учеником индивидуального итогового проекта

равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному

предмету.

1.8. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных составляющих материалов системы внутришкольного

мониторинга образовательных достижений.

2. Цели и задачи проектно- исследовательской деятельности.

2.1. Целью учебного проектирования является включение проектной деятельности в образовательный процесс школы, изменение психологии его участников и перестановка акцентов с традиционных образовательных форм на сотрудничество, партнерство учителя и ученика, их совместный поиск новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного профессиональным сообществом, формирование ключевых компетенций, необходимых для жизни и успешной самореализации человека в информационном обществе, воспитание личности выпускника, важнейшими качествами которой являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, а так же, достижение учащимися метапредметных результатов освоения ООП.

2.2.Задачи проектно- исследовательской деятельности:

- Обучение планированию (обучающиеся должны четко определять цель, описывать основные шаги по достижению поставленной цели, подбирать методы и формы работы по теме исследования).

- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее использовать).

- Развитие умения анализировать (креативное и критическое мышление).

- Формирование и развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

- Формирование позитивного отношения к работе, активной жизненной позиции (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

- Формирование системы межпредметной интеграции и целостной картины мира.

- Развитие коммуникативной компетенции учащихся, как одного из факторов их успешной социализации в будущем.

- Оценивание достижения планируемых метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия», программы формирования универсальных учебных действий.

3. Основные понятия проектной деятельности.

3.1. Проект - это форма организации совместной деятельности учителя и

обучающихся, совокупность при?мов и действий в их определ?нной

последовательности, направленной на достижение поставленной цели —

решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной

в виде некоего конечного продукта.

3.2.Типология форм организации проектной деятельности (проектов)

обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по

следующим основаниям:

видам проектов:

информационный (поисковый), исследовательский,

творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой

(ролевой), инновационный (предполагающий организационно-

экономический механизм внедрения);

содержанию:

монопредметный, метапредметный, относящийся к

области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности

и пр.;

количеству участников:

индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партн?рской сети, в том числе в Интернете);

длительности (продолжительности) проекта:

от проекта-урока до многолетнего проекта.

4. Содержание проектно-исследовательской деятельности

4.1. Проект должен представлять серьезную (соответствующую возрастной

группе автора-исследователя) исследовательскую – индивидуальную работу

современного научного уровня.

4.2. Проект может рассматривать один из аспектов выбранной проблемы –

тем самым быть открытым, предоставляющим другим творческим

коллективам возможность продолжить изучение новых граней этой

проблемы.

4.3. Проектная работа включает в себя сбор, обработку, систематизацию и

обобщение информации по выдвинутой проблеме, а также может

представлять собой небольшое научное исследование, демонстрирующее

авторское видение проблемы, ее оригинальное, авторское толкование и

решение, четкую самостоятельную авторскую позицию и выводы – результат

серьезного научного поиска и обобщения.

4.4. Проектная работа не допускает какие-либо виды плагиата.

Использование каких-либо видов информационных источников обязательно

сопровождается ссылкой на эти источники, в том числе и Internet-ресурсы.

4.5. Проект должен иметь практическую направленность, социальную

значимость, возможность применения в той или иной сфере деятельности.

4.6. Процесс подготовки проектов является планомерным и регулируемым. Общее руководство проектно-исследовательской работой в гимназии, ее координация, контроль за выполнением этапов, а также методическая и организационная помощь на каждом этапе осуществляются заместителем директора по учебно-воспитательной работе или методистом. Проектно-исследовательскую деятельность учащихся непосредственно организуют и руководят ею учителя.

5. Организация проектной деятельности.

Проектная деятельность является обязательной составной частью учебной

деятельности учащихся.

5.1. Учащиеся основной школы сами выбирают как тему проекта, так и

руководителя проекта.

5.2. Для организации проектной деятельности учителя- предметники

(работающие в данном классе) в течение сентября текущего учебного года

вносят в сводную заявку (перечень) выбранные темы проектов (не менее 10)

и примерные сроки их выполнения. Учитель- предметник несет ответственность за выполнение проектной работы каждым учеником.

Перечень может быть изменен или дополнен в течение первого полугодия

(но не позднее 1 декабря текущего года). Одну и ту же тему проекта могут

выбрать несколько учеников.

5.4. Руководителем проекта является учитель-предметник, тему которого

выбрал ученик.

5.5.При выполнении учебно-исследовательских проектов каждый руководитель осуществляет систематический контроль за деятельностью ученика, осуществляет помощь при постановке цели, задачи, гипотезы проекта, при планировании учебно-исследовательской деятельности. Руководителем проекта отслеживается входной (октябрь), промежуточный (декабрь) и итоговый (май) уровень работы учащегося над проектом.

5.6. Учащиеся, осуществляющие проектно-исследовательскую деятельность, могут представлять свои работы для участия в конкурсах, конференциях, семинарах и т.д. муниципального, регионального федерального, международного уровней.

6. Требования к оформлению проектно-исследовательской работы.

6.1 Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.

6.2 Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.

6.3 Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).

6.4 В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

6.5 Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:

Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 14 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

Титульный лист считается первым, но не нумеруется.

6.6. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая

из следующих работ:

а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы,

обзорные материалы, отч?ты о провед?нных исследованиях, стендовый

доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки,

изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде

прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художест-

венной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной

анимации и др.;

в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;

г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут

включать как тексты, так и мультимедийные продукты.

6.7. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по

завершению проекта для его защиты, в обязательном порядке включаются:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности,

представленный в одной из описанных выше форм;

2) подготовленная обучающимся краткая пояснительная записка к

проекту (объ?мом не более одной машинописной страницы) с указанием для

всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого

описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка

использованных источников. Для конструкторских проектов в

пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей

конструкторских решений, для социальных проектов — описание

эффектов/эффекта от реализации проекта;

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику

работы обучающегося в ходе выполнения проекта, в том числе:

а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая

динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской

дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих

оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или

полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных

результатов.

6.3. Общим требованием ко всем работам является необходимость

соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В

случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

7. Защита проектной работы.

7.1. Презентация и защита проектных работ производится на школьном

конкурсе проектов, который проводится ежегодно.

7.2. Не позднее, чем за две недели до установленного срока проект

предоставляется руководителю проекта.

7.3. Для проведения конкурса созда?тся специальная комиссия, в состав

которой могут входить преподаватели, администрация образовательного

учреждения.

7.4. В школе организуется банк данных проектно-исследовательских работ,

которым могут пользоваться как педагоги, так и обучающиеся,

занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.

7.5. Процедура защиты состоит в 5-7 минутном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии. Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты.

7.6. В ходе защиты участники должны осветить следующие вопросы:

1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень

разработанности;

2) цели и задачи представляемого проекта, а также степень их выполнения;

3) краткое содержание (обзор) выполненной работы, основные этапы,

трудности и пути их преодоления;

4) степень самостоятельности в разработке и решении поставленной

проблемы;

5) рекомендации по возможной сфере практического использования данного

проекта.

7.7. Оценивание проекта осуществляется на основании оценок поставленных

руководителем проекта и членами экспертной группы.

7.8. Участники конкурса распределяются по группам и номинациям в

зависимости от тематики представленных работ.

8. Критерии оценки итогового индивидуального проекта.

8.1. При описании результатов выполнения проекта вывод об уровне

сформированности навыков проектной деятельности делается на основе

оценки всей совокупности основных элементов проекта (продукта и

пояснительной записки, отзыва, презентации) по каждому из четырех

критериев:

-способность к самостоятельному приобретению знаний и решению

проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать

адекватные способы ее решения, включая поиск и обработку информации,

формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию

принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета,

объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает

оценку сформированности познавательных учебных действий;

-сформированность предметных знаний и способов действий,

проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и

обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой

использовать имеющиеся знания и способы действий;

-сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в

умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной

деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для

достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в

трудных ситуациях;

-сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в

умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее

результаты, аргументированно ответить на вопросы.

8.2. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе

выполнения проекта необходимо учитывать три уровня сформированности

навыков проектной деятельности: ниже базового уровня, базовый уровень и

уровень, выше базового.

8.3. Оценивание проектной работы происходит в соответствии с

требованиями оценочного листа проекта (см. Приложение 1) руководителем

проекта и членами экспертной комиссии.

8.4.Итоговая отметка по каждому критерию и итоговая отметка в целом за

проект определяется как среднее арифметическое отметок, выставленных

руководителем проекта и членами экспертной комиссии. При этом итоговая

отметка выставляется в пользу ученика на основании правил

математического округления.

8.5. В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое

заключение о достоинствах проекта, которое может быть предъявлено при

поступлении в профильные классы.

8.6. Результаты выполнения индивидуального проекта могут

рассматриваться как дополнительное основание при зачислении выпускника

общеобразовательного учреждения на избранное им направление

профильного обучения.

8.7. Отметка «удовлетворительно» (базовый уровень) выставляется учащемуся в случае набора им 4 -6 баллов согласно критериям, указанным в приложение №1. Отметка «хорошо» (повышенный уровень) выставляется учащемуся в случае набора им 7 – 9 баллов. Отметка «отлично» (высокий уровень) выставляется учащемуся, который набрал 10 и более баллов.

8.8. Отметка за выполнение проекта выставляется в графу «проектная деятельность» или «Экзамен» в классном журнале и личном деле. В документ государственного образца об уровне образования – аттестат об основном общем образовании – отметка выставляется в свободную строку.

8.9. Защищённый проект не может быть полностью использован в следующем учебном году в качестве отдельной проектной работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектно-исследовательской работы.

8.10. В школе организуется фонд лучших проектно-исследовательских работ, которыми (при условии сохранности этих работ) могут пользоваться как педагоги, так и обучающиеся, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью.

9. Функциональные обязанности руководителя проектной группы

9.1 Выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и разработка сценария проекта исходя из определенных техническим заданием возможностей будущей программы, электронного ресурса.

9.2 Детализация отобранного содержания, структуризация материала проекта, определение примерного объема проекта, обеспечение исследовательской роли каждого участника проекта.

9.3 Координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного контроля за ходом и сроками выполняемых работ.

9.4 Своевременное занесение в дневник работы над проектом каждого ученика отметок о выполнении этапа проектной деятельности.

9.5 Выявление недоработок, определение путей устранения выявленных недостатков.

9.6 Несение персональной ответственности за грамотное изложение содержательной части, оказание помощи учащемуся в подготовке документации к защите проекта.

Категория: География
21.07.2015 13:05


Рекомендуем курсы ПК и ПП