© 2020 585
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проектная деятельность- как механизм формирования УУД
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) предполагает организацию внеурочной проектной деятельности учащихся 1-4 классов, как решающему фактору в формировании у школьника умения учиться. Цель внеурочной деятельности- создание условий для проявления и развития учеником своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Для того чтобы создавать проект, надо знать, что это такое и как это делать. Поэтому решила проводить внеурочную деятельность для учащихся 1-4 классов. За основу была взята программа с одноимённым названием авторов Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой из серии пособий по развитию познавательных способностей младших школьников «Юным умникам и умницам».
Обратимся к сути понятия «проект».
Проект (в переводе -брошенный вперёд)- прообраз какого-либо объекта, вида деятельности.
Согласно, с Н.В. Ивановой, И.М. Павловой, Е.С. Полат, И.А. Колесниковой, которые едины в следующем положении:
«…проект- это комплексный метод, полагающий по своей сути применение исследовательских, поисковых и практических приёмов, организацию обучения в сотрудничестве».
Проект- это «пять П»:
Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия для самостоятельного приобретения учащимися недостающих знаний из различных источников и их использования для решения познавательных и практических задач; для выработки исследовательских, оценочных и рефлексивных умений. Использование проектной деятельности в начальной школе способствует решению задачи реализации творческих способностей учащихся, развитию личностных качеств.
Возрастные новообразования младших школьников- это теоретическое мышление (В.В. Давыдов), внутренний план действий (Д.Б. Эльконин), внутренняя позиция (Л.И. Божович), рефлексивные способности (В.В. Давыдов, Г. А. Цукерман).
Под исследовательскими умениями понимаем интеллектуальные и практические умения, связанные с самостоятельным выбором и применением приёмов и методов исследования ( на доступном учащимся материале) и соответствующие этапам учебного исследования.
Необходимость формирования исследовательских умений у младших школьников определена ФГОС НОО, предусматривающим введение обучающихся в решение проектных задач и различные виды творческой деятельности по предметным областям знаний. В основе метода проектов лежит развитие познавательных возможностей учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект в образовательном процессе разумно рассматривать как отдельный пример проблемного обучения.
Важный момент в работе над проектом- выбор темы. Тема должна быть интересна младшим школьникам. Чаще всего тему для проекта предлагает учитель. Если учащийся заинтересовался темой, то он активно включается в работу. Ценнее всего, когда идею проекта предлагает сам ученик.
Ученики с помощью учителя приходят к выводу, что проблема-это сложный вопрос, задача, трудность, преграда, требующие решения, исследования, а решение проблемы- это преодоление преграды, решение задачи.
Надо сформулировать задачи проекта- это и есть выбор путей и средств достижения цели. Из проблемы проекта вытекают цель и задачи работы. Целью учебного проектирования всегда является получение конечного результата, то есть решение проблемы. К задачам проекта относят организацию и проведение работы над проектом.
Завершающими этапами выполнения учебного проекта являются его презентация и защита. Технология проектной деятельности содействует формированию навыков публичного выступления, развитию умения работать в сотворчестве в процессе межкультурного общения, формированию активной жизненной позиции школьника.
Таким образом, проект для учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, где есть цель и задача.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную,групповую), которую они выполняют в течение определённого отрезка времени.
На всех этапах работы над проектом налицо большое количество плюсов: организация поисковой деятельности, формирование умения работать в группах, анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра по группе, отбирать материал для выбранного проекта. Главное, что в процессе этой работы у учащихся формируется интерес к познавательной деятельности, воспитывается мотивация.
Внеурочные проекты используются как форма воспитательной работы с младшими школьниками. Они предполагают использование материала, не являющегося обязательным для усвоения в начальной школе и служащего для расширения кругозора учащихся, формирования у них широких познавательных интересов, освоения учениками новых для них тем.
Место проекта в учебно - воспитательном процессе:
Внеурочные проекты проводятся на занятиях кружков.
Направленность проекта на достижение результатов начального образования: внеурочные проекты чаще всего направлены на достижение метапредметных и личностных результатов, позволяют реализовать широкий круг развивающих и воспитательных целей и задач.
Учебные проекты предоставляют большие возможности для реализации компетентностного подхода, предполагающего связь обучения с жизнью. Они помогают формированию у младших школьников умения решать жизненные, практические задачи, применять знания в реальных ситуациях, способствуют освоению важнейших универсальных учебных действий и формированию положительной учебной мотивации.
При выполнении проектов в процессе внеурочной деятельности у школьников развиваются следующие универсальные учебные умения: общеучебные (работа со словарём, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и так далее);
Личностные (умение работать в команде, индивидуально, самостоятельно); собственно коммуникативные (умения создавать тексты различной стилевой принадлежности, формулировать вопросы, развивать устную и письменную речь). Для организации совместной деятельности семьи и школы необходимо, чтобы родители проявили инициативу, сотрудничали с классным руководителем и учителями- предметниками. Семья должна быть не пассивным объектом воздействия, а активным субъектом формирования личности. Школа- партнёр семьи в воспитании, а проектная деятельность и ориентирована на совместную работу родителей и учителей.
Проектная деятельность способствует эффективному формированию всех ключевых компетенций (информационной, коммуникативной, социальной, умения учиться и жить вместе).
Проектная деятельность формирует различные виды УУД, в том числе логических. В процессе проектной деятельности формируются рефлексивные, поисковые (исследовательские), менеджерские,коммуникативные, презентационные и оценочные компетенции.
Увеличение степени самостоятельности ученика в ходе проектной деятельности должно происходить постепенно.
«Человек рождён для мысли и действия»,- говорили древние мудрецы.
Использованная литература:
© 2020 585