СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О русской художнице Елизавете Меркурьевне Бём (1843 – 1914).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская художница Елизавета Меркурьевна Бём (1843 – 1914). Сегодня это имя о многом говорит искусствоведам и практически ничего людям, далеким от искусства. Но именно для них она иллюстрировала литературные произведения, азбуку и с упоением рисовала праздничные открытки, которые давно признаны уникальными.

Елизавета родилась в Петербурге 24 февраля 1843 года, в старинной дворянской семье. Предки её были выходцами из Золотой орды, чья фамилия Индигир (что значит "индейский петух") грамотой, дарованной Ионанном III, была переименована в Эндауровых.

Шестилетней девочкой родители увезли её в родовое имение под Ярославлем, а затем она училась в Санкт-Петербурге. Её художественный дар проявился рано.

«Любовь к рисованию у меня была с самых малых лет, – вспоминала впоследствии Елизавета, – иначе себя не помню, как рисующей на всех кусочках бумаги, которые попадались мне в руки. В письмах к своим подругам петербургским я постоянно вкладывала свои рисуночки куколок и животных; и вот это и обратило внимание людей несколько понимающих, что мне следовало серьёзно заняться рисованием».

В 14 лет она поступила в Рисовальную школу Общества поощрения художеств, а в 1864 году окончила её с серебряной медалью. Это было время, когда равенство полов в России ещё только устанавливалось, и художниц-женщин было немного, да и относились к ним не всегда доброжелательно. Тем не менее Елизавете Меркурьевне сполна удалось убедить окружающих в своих способностях. Она сразу стала много работать в разной технике: занималась литографией, рисовала акварели, иллюстрировала журналы, книги и открытки, позже разрабатывала дизайн для изделий из хрусталя, очень прославилась созданием силуэтов. Материально она не нуждалась и могла рисовать так, как ей хотелось, от души, не думая о заработках.

В 23 года она вышла замуж за Людвига Францевича Бёма (1825-1904), который был известным скрипачом, как и его отец, в свое время приглашенный из Венгрии и ставший солистом Петербургского Императорского оркестра. В 1968 году у супругов Бём родилась дочь, названная, как и мама, Елизаветой. Это событие сделало близкую художнице детскую тему еще более интересной. Часто она рисовала с натуры именно крестьянских детей. Добрая "тётка Бёмиха" приезжала в деревни и рисовала детей, угощая их сладостями. В то время многие художники, а также писатели старались привлечь внимание общественности к судьбе детей, живущих в бедных семьях, создавая полные трагизма полотна и литературные произведения. Но дети в работах Бём были другими – сытыми, довольными жизнью, хорошо одетыми. Её не занимал социальный аспект, а привлекала внешняя красота детей. Елизавета Бём иллюстрировала журналы, среди них – и детские "Малютка" и "Игрушечка". Её рисунки украшали великие романы, в том числе "Анна Каренина", а также известную сказку "Репка", поэму Некрасова "Мороз Красный нос".

Критика почти всегда была благосклонная к художнице, а её работы охотно приобретались коллекционерами. Среди них не только П.М. Третьяков и И. Е. Цветков, но и члены царской фамилии.

Ещё одной вехой творчества Елизаветы Бём стали открытки, в том числе рождественские и пасхальные. Хотя в то время праздничной могла быть любая открытка, даже не тематическая. По рисункам Бём было издано 300 открыток, от которых и сегодня веет задушевностью и сердечностью. Открытки художницы нравились покупателям, потому что воспроизводили сцены из русской, а не заграничной жизни.

Категория: ИЗО
25.03.2017 15:42


Рекомендуем курсы ПК и ПП