СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О сохранении исторической памяти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О сохранении исторической памяти.

Историческая память – это особый тип памяти, который основан на переживании человеком прошлого, чувстве сопричастности к истории своего народа, своей страны. Связь с прошлым значительно предопределяет поведение человека. Д.С. Лихачёв говорил, что память – это «преодоление времени, преодоление смерти». Потеря исторической памяти приводит к утрате духовности, к разрушению личности отдельного индивида и целого народа.

Историческая память народа сохраняется в географических названиях, в ландшафтах, в памятниках архитектуры, в сохранившихся преданиях, именно она способствует культурной идентичности. Наши далёкие предки, продвигаясь на север, открывали и осваивали новые места, называя их, оставляя следы своего присутствия. Эти следы – узелки на нитях, соединяющих людей в единый народ.

Современные люди могут сохранять свою историческую память, связь времён, не только в путём документирования, но и через реальное соприкосновение с историческими местами. «Хождение по родной земле не может быть напрасным», так как утверждает сопричастность человека родной земле, ведь Родина для человека всегда конкретна: её образ – это образ Малой Родины. Человек впитывает этот образ всеми органами чувств. Эмоциональное восприятие своей страны, своего края, на мой взгляд, является неотъемлемой составляющей патриотизма. Поэтому при разрушении памятников истории и культуры, природных ландшафтов, парков, экологических природных систем, являвшихся окружающей средой для человека, утрачивается историческая память, разрушается нравственность, ожесточаются сердца.

Не случайно всё больше, вслед за Д.С. Лихачёвым, говорят об экологии культуры. Ведь человеку для его нравственного здоровья нужна культурная среда. Именно она создаёт условия для «духовной оседлости», культурной идентификации, для его привязанности к родным местам.

«Где как не в сердце России живет (все еще живет) русская душа? Ласковый свет ее озаряет пространство, в котором судьба собрала вологодскую прялку, елецкое кружево, тульский самовар. И в какой бы они музейной оранжировке не оказались - свет этот ясен и чист. И он должен быть доступен тем, кто ищет этого света» - пишет заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия П.М.Шульгин. Сегодня, как никогда чувствуется интерес общества к среде, в которой оно живёт, к истории обычного человека, его имени и фамилии, его родословной. Этот интерес проявился в небывалом интересе к краеведению, в развитии краеведческого движения. Инициированное самим обществом, оно получило поддержку государства, но из трёх направлений деятельности - изучение, потребление, сохранение – последнее, на мой взгляд, явно отстаёт. Так, в этом году мы с участниками клуба «КЛИО» совершили экскурсию по Пудожу с целью осмотреть памятники, подлежащие охране государством. Что же мы увидели? Некоторых памятников уже не существует, другие находятся в плачевном состоянии. Старый Пудож безвозвратно теряет следы истории. Сами собой встали вопросы: почему это происходит? Как изменить ситуацию? Мне кажется, что надо обществу и здесь взять инициативу в свои руки. Во-первых, должны появиться таблички, информирующие, что перед нами памятник. По крайней мере, так надо поступить с архитектурными сооружениями, ведь многие люди даже не подозревают о том, что перед ними памятник. Вторым шагом может стать включение этого памятника в объекты экскурсионного показа или публикации.

Категория: История
11.02.2017 01:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!