СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Многим из вас знакома сказка итальянского писателя Коллоди о Пиноккио, кукле, сделанной из полена, которая очень хотела обрести душу и стать настоящим мальчиком. Современный педагог делает то же самое, что и добрая фея из сказки. Ведь наши дети обязательно встретят в своей жизни и жуликов, похожих на Лису и Кота, и яркие вывески, приглашающие в Страну развлечений. Новые Федеральные государственные образовательные стандарты уделяют особое внимание воспитанию и социализации учащихся, а внеурочная деятельность школьников прописана как неотъемлемая часть образовательного процесса. То, что опытные педагоги раньше делали интуитивно, теперь закреплено в нормативных документах. Мы учим ребенка делать правильный выбор, не поддаваться сиюминутным искушениям, помогаем найти свое место в обществе, вырасти верным, честным и бескорыстным, т е. стать настоящей личностью. Сегодня мы создаем новую школьную реальность, в которой ученик перестает занимать удобную иждивенческую позицию и становится полноправным партнером, развитие которого зависит от его собственных усилий. На примере работы нашей школы мне хотелось бы рассказать, что предпринимается нами в этом направлении.
Во-первых, мы переводим учащегося в позицию активного члена гражданского общества, привлекая его к социально-преобразующей добровольческой деятельности. Сначала это было инициативное участие ребят в социально значимых делах, организованных взрослыми. Постепенно наши воспитанники стали сами проявлять активность и брать на себя ответственность за воплощение в жизнь собственных идей. Мы реализуем проекты, как в рамках работы школьного самоуправления, так и в детской организации. О результатах большинства из них вы могли прочитать на страницах районной газеты «Знамя труда». Это «В гостях у Буратино» (привлечение читателей в сельскую библиотеку), «Радуга» (оформление беседок в Верхнекарачанском детском саду), «Подарок школе» (создание комнаты релаксации) и многие другие. Сейчас активисты пионерской дружины работают над проектом «ФизкультУра!». Уже расписаны забавными картинками стены физкультурного зала Верхнекарачанского детского сада. Следующий шаг – подготовка нового спортивного инвентаря. Активно включаются младшие школьники, которые оказывают посильную помощь. Например, в рамках проектов «Вместе весело!», «В гостях у Буратино» учащиеся 4 класса подготовили и провели представления кукольного театра.
Во-вторых, помним о том, что результативное воспитание возможно только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом в защищенной дружеской среде. Такая атмосфера окружает подростка в детской организации, где он получает практическое подтверждение приобретенных социальных знаний. Именно поэтому в Верхнекарачанской школе большое внимание уделяется работе Пионерской дружины имени И.Н.Кожедуба. Администрация школы обеспечивает условия для творческих выездов и участие в различных мероприятиях по линии детских организаций. Стараемся использовать все возможности для приобретения подростками положительного социального опыта: Школы актива, форумы, конкурсы различного уровня и направленности, социальные проекты.
Действует программа личностного роста, которая создает «ситуацию успеха» для каждого, поддерживает критически мыслящих, активных и творческих ребят. Введение рейтинга пионерских отрядов способствовало появлению в дружине здоровой конкуренции.
Мы приложили немало усилий, чтобы повысить имидж детского объединения, привлекая внимание окружающих к своей деятельности. Начали с самого простого и доступного способа: приглашения родителей и представителей общественности на пионерские сборы. И не в качестве пассивных наблюдателей, а активных участников. Нашли социальных партнеров. Постепенно осваиваем PR -технологии: создаем промо-ролики детской организации, создали сайт пионерской дружины и ежегодно его обновляем. Теперь пионером быть престижно, и почти каждый новичок мечтает носить майку юного комиссара районного штаба детских организаций «Единство».
Успехи пионерской дружины стали возможны только благодаря совместному творчеству детей и целой команды, состоящей из классных руководителей, администрации школы и руководителей творческих объединений.
В-третьих, создаем условия для свободного выбора каждым ребенком направления и вида деятельности, предлагаем многообразие занятий, удовлетворяющих самые разные интересы, склонности и потребности. Например, каждый может примерить на себя роль журналиста или испытать себя на выносливость во время прохождения туристского маршрута, или почувствовать себя настоящим исследователем, собирая сведения о каком-либо событии из прошлого родного края. О своих достижениях они заявляют на конкурсах областного и муниципального уровня таких, как «Репортер», «Лидер XXI века», «Детство без грнаниц» и т.п.
Рецепт популярности любого творческого объединения прост: к стандартным ингредиентам – наличие помещения, детей и поддержки администрации - нужно только обязательно добавить педагога-энтузиаста. И такие в школе есть. Мы стараемся стать для школьников носителями положительного социального знания и повседневного опыта: посещаем мастер-классы и семинары, проходим обучение на образовательных форумах и курсах повышения квалификации, принимаем участие в профессиональных конкурсах. Учителю будет больше доверия, если он делает сам вместе с детьми то, что предлагает. В таком случае мы имеем право сказать своему воспитаннику: «У меня получилось, получится и у тебя».
Давайте снова вспомним поучительную сказку о Пиноккио. Маленький деревянный человечек научил нас, что если чего-то очень захотеть, то это обязательно получится. Объединим сегодня воспитательные «вклады» в ребенка семьи, школы, ближайшего окружения для формирования его социальной компетентности, и наша мечта о стабильном и здоровом обществе обязательно сбудется, нужно только сильно верить в это.
© 2015, Бердникова Татьяна Вячеславовна 565