© 2015, Вахитова Илхания Абзалетдиновна 674
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В течение десятилетий фундаментальной основой отечественного образования оставалась классно-урочная система Яна Амоса Коменского, главным принципом которой был принцип трансляции информации. С началом затянувшейся реформы нашего образования к системе Коменского приспособили столько «инноваций», что она просто теряется на этом фоне. Сейчас в России внедряется совершенно новая система образования, требующая применения инновационных технологий в школе. Что же понимают под инновационной школой? Прежде всего такое учебное заведение, в котором реализуются не только авторские идеи и технологии по перестройке учебного процесса, но также альтернативность, концептуальность и социально-педагогическая целесообразность. На сегодняшний день в школьном образовании говорят о применении самых разных педагогических инноваций в зависимости от традиций и статуса учебного учреждения. Тем не менее, выделяют наиболее характерные инновационные технологии: 1. Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), предполагающие интеграцию любых предметов с информатикой, что ведёт к информатизации и развитию сознания обучающихся. Однако в современном информационном обществе дети и так устали от обилия и доступности информации, которую они зачастую не могут понять и переработать. 2. Личностно-ориентированные технологии, в центре которых личность ребёнка и обеспечение ей комфортных, бесконфликтных, безопасных условий развития. Предусматривается составление индивидуальных образовательных программ, соответствующих потребностям и возможностям каждого конкретного ребёнка. Читая Яна Коменского, становится очевидным, что он также выдвигал дидактическое требование посильности обучения для детей. Им следует давать для обучения только то, что доступно их возрасту, а посильности и доступности в обучении можно достичь ясностью преподавания, сообщением основного без излишних деталей. Он указывал на необходимость доводить обучающихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебный материал, чтобы он не казался им хаосом, а был бы кратко изложен в виде немногих основных положений. Коменский настаивал на систематичности обучения и на том, что в обучении надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, систематизирующим и обобщающим эти факты и примеры. Идти от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному; давать сначала общее представление о предмете или явлении, а затем изучать отдельные его стороны. Для прочного усвоения Коменский придавал огромное значение упражнениям и повторению усвоенного материала учениками. Сообщив новый учебный материал обучающимся, учитель требует от учеников изложения, повторения того, что было сказано им. Благодаря такому упражнению и повторению учителю видно, что осталось непонятым учениками из его сообщения. Повторенное несколько раз прочно запоминается. Большую роль при этом повторении вслух имеет развитие умения выразить то, что усвоил, да и само усвоение становится более отчётливым и прочным. С этой целью Коменский рекомендует, чтобы обучающиеся, усвоив что-либо, старались обучить этому других. «Тому, что следует выполнять, нужно учиться на деле», – пишет Коменский, излагая правила, по которым следует организовать упражнения. «Пусть в школах учатся писать, упражняясь в письме, говорить – упражняясь в речи, петь – упражняясь в пении, умозаключениям – упражняясь в умозаключениях, и т. д., чтобы школы были не чем иным, как мастерскими, в которых кипит работа». Как показывает практика, современные дети в большинстве своём не могут повторить сказанное учителем. Тогда о каких инновационных технологиях, в том числе и ИКТ, мы говорим? Может быть, всем нам следует ещё раз перечитать «Великую дидактику»? Возможно, в ней и заложен тот универсальный способ работы с информацией, когда по капельке, от простого к сложному – к хорошему образованию. 3. Информационно-аналитические технологии, позволяющие объективно и беспристрастно оценить развитие во времени каждого ребёнка, класса, школы в целом. В небольшом сочинении «Законы хорошо организованной школы» Коменский даёт много ценных указаний, сформулированных в виде кратких правил, касающихся правильной организации школьного режима, управления школой, обязанностей учителей, поведения обучающихся. 4. Мониторинг интеллектуального развития. Диагностика и подробный анализ качества знаний каждого ученика при помощи тестов, построения графиков и т. д. В той же работе Коменский формулирует правила, подробно устанавливающие порядок и приёмы учёта знаний обучающихся: ежедневная проверка знаний всех обучающихся; учитель на каждом уроке проверяет знания, вызывая нескольких учеников; администрация школы один раз в месяц проверяет успеваемость обучающихся путём испытаний. В конце каждой четверти устраиваются также испытания, а по окончании учебного года – переводные экзамены из класса в класс. 5. Воспитательные технологии как неотъемлемый фактор, реализующийся за счёт участия учеников в дополнительных формах развития личности. По мнению Коменского управление человека собой является одной из целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием. Коменский советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность, аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие. 6. Дидактические технологии. Например, самостоятельная работа, защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных средств, дифференцированные способы обучения и т. д. Бессмысленной, механической зубрёжке, догматичности обучения Коменский противопоставил требование сознательности учения. Он писал: «Ничего не следует заставлять выучивать наизусть, кроме того, что хорошо понято рассудком». Ученики с помощью учителя должны ясно осознать, «какую пользу приносит изучаемое в повседневной жизни». Изучая явления, следует доводить обучающихся до осознания причин этих явлений. «На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока он не будет понят». При этом Коменский уделял большое внимание наглядности обучения, понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики: «Всё, что только возможно, предоставлять для восприятия чувствами: видимое для восприятия – зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – путём осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Итак, совершенно поверхностное сравнение арсенала современных «педагогических инноваций» с классно-урочной системой Яна Амоса Коменского показывает, что все они, так или иначе, перекликаются. Так может эффективнее будет вернуться к педагогической теории Коменского?
© 2015, Вахитова Илхания Абзалетдиновна 674