СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обеспечение эмоционального благополучия как одно из условий создания социальной ситуации развития детей средней группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эмоциональное благополучие ребенка является важным фактором, влияющим на его жизнь. Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает ребенка к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

ФГОС ДО определяет требования к педагогу, который «должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста» (пп. 3.2.5). Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Таким образом, обеспечение эмоционального благополучия является одним из условий создания социальной ситуации развития детей.

Эмоциональное благополучие – это устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических так и социальных.

Выделяют три уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий. Ребенок с высоким уровнем эмоционального благополучия хочет ходить в детский сад, охотно общается с детьми и взрослыми, охотно участвует в делах группы, выполняет роль лидера и роль подчиненного, умеет уступать и настаивать на своем, способен сам улаживать конфликты, выполняет адекватные правила, заботлив по отношению к окружающим людям и вещам, может адекватно выразить свое внутреннее состояние. Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений.

Посредством наблюдения за детьми средней группы выявлено, что в группе 20% детей – с высоким уровнем эмоционального благополучия, 60% – со средним и 20% с низким. На основании полученных результатом проводится работа по коррекции недостатков эмоциональной сферы у детей. Ведь в ходе взросления, когда ребенок входит в средний дошкольный возраст, у детей происходят изменения в эмоциональной сфере, меняется их видение мира и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у дошкольников возрастает самосознание, контроль над эмоциями во время игр и общения. Но эмоциональная сфера остается, фактически, на прежнем уровне и её необходимо развивать.

Основные педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия в группе:

  • Непосредственное общение с каждым ребенком.

Необходимо безусловное принятие педагогом каждого ребенка для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, собственных силах. Педагогу следует определить место в режиме дня для непосредственного общения с каждым ребенком. Оно происходит не только в условиях непосредственно организованного обучения, но и в утренний прием, на прогулке, при укладывании на дневной сон, в самостоятельной деятельности детей, в вечерний отрезок времени.

  • Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам, потребностям.

Каждый ребенок имеет возможность принести в группу свои личные вещи. Для этого в специально отведенном пространстве группы создана «домотека», где дети размещают принесенные из дома фотографии близких и родных, игрушки и вещи, напоминающие о доме. Это приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата.

В группе действует экран настроения, где ребенок, приходя утром в детский сад, размещает свою фотографию в соответствие с настроением. В течение дня по своему усмотрению он может вносить коррективы. Таким образом, его внутреннее состояние становится более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости – эффективной и своевременной.

  • Обеспечение высокой оценки личностной успешности каждого ребенка.

Организация образовательного процесса происходить на основе принципа индивидуализации. Педагог использует гибкий, личностно-ориентированный подход с учетом психических и личностных особенностей каждого ребенка. Это выражается в дифференцированном подборе заданий и упражнений, в предоставлении на первоначальном этапе свободы выбора партнеров по деятельности, на последующем этапе - средств и способов достижения результата, а также в подборе индивидуального темпа их выполнения.

Успешность ребенка отражается на «Лесенке успеха». Она является своеобразной рефлексией собственной деятельности ребенка, а также помогает педагогу выявить особенности самооценки каждого ребенка, его эмоционального состояния.

  • Отсутствие давления и манипулирования со стороны взрослых.

В группе действует принцип равенства в отношениях между взрослым и ребенком. Взрослый выступает в роли не равноправного, но равнозначного партнера. Практикуется «гибкий режим», оптимально сочетающий организованное и свободное время. Отсутствует жесткая временная регламентация. Неукоснительно соблюдается время, отведенное для самостоятельной детской деятельности (3-4 часа ежедневно).

  • Обеспечение возможности уединения и отдыха.

Для эмоциональной разрядки в группе есть уголок уединения, оборудованный мебелью и мягкими модулями с подобранными для среднего возраста книгами, иллюстрациями, настольными играми и игрушками. С детьми определены правила поведения в уголке уединения и зафиксированы в картинках. В уголке представлены игрушки и пособия, способствующие релаксации: альбомы с семейными фотографиями; телефон, по которому ребенок «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным; любимые вещи ребенка; «островок радости».

Для разрешения конфликтных ситуаций среди воспитанников в уголке уединения представлена «Коробка-мирилка», цель которой - налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации.

В уголке представлены игрушки и пособия, способствующие снятию агрессии, нормализации эмоциональной сферы: «Коврик злости», коробочка «Спрячь все плохое», «Подушка-колотушка», стаканчики «Для крика», «Шар настроения», «Волшебные бутылочки», пластилин и другие материалы.

Уже сейчас можно говорить о некоторых промежуточных положительных результатах работы по формированию эмоционального благополучия у воспитанников средней группы. Развивающая предметно-пространственная среда пополнена игровым и дидактическим материалом. Она отвечает основным принципам ФГОС ДО: насыщена, полифункциональна, доступна и безопасна. Созданы условия для совместной деятельности: игр, труда, занятий. В группе царит атмосфера праздника, дети постоянно в ожидании чего-то радостного от нового дня в детском саду. Дети с желанием идут в детский сад, участвуют в делах группы. Формируются предпосылки продуктивного взаимодействия со сверстниками.

18.01.2017 08:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!