СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обмен опыта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обмен опытом

Все мы знаем, что дети сейчас очень мало читают. Речь детей скудная, бедный запас слов, плохо пересказывают, плохо читают. А ведь правильное чтение – это залог хорошей учёбы.

В прошлом году я набирала 1 класс. Ещё перед началом учебного года я поставила перед собой цель: учить детей грамотному правильному выразительному чтению.

Я прочитала не мало методической литературы, разработала свою систему упражнений, готовила наглядный материал.

Ведь важна не длительность тренировки чтения. Можно ребёнка заставлять читать и час и два, но только толку от такого чтения никакого.

Важна частота этих тренировок. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно пред глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Это создаёт раздражение и запоминается.

Поэтому, если мы хотим помочь ребёнку освоить умения читать и довести до автоматизма, до уровня навыка, надо использовать различные упражнения.

Небольшой положительный результат такой работы, таких упражнений уже виден. В конце первого класса, проводилось контрольное чтение и дети

показали не плохие результаты.

Дети поступили в первый класс с разной подготовкой: кто – то читал, а кто – то знал только несколько букв.

Первое с чего начали – это был алфавит. Каждый урок мы начинали с чтения букв алфавита. Сначала читали хором, постепенно ненавязчиво стали его запоминать по 10 букв закрывали ладошкой и повторяли уже по памяти.

Развивая память на каждую букву заучивали стихи. Уже к концу первого полугодия дети знали весь алфавит.

На пальчиках находятся нервные рецепторы, которые отвечают за работу головного мозга, за память, за мышление, за восприятие окружающего мира.

Поэтому использовала «волшебный мешочек», где дети на ощупь угадывали буквы. Такая игра очень нравилась детям, готовы были играть каждый урок.

Постепенно мы с ребятами отошли от такого алфавита. Стали работать

с другим, где уже знакомились со звуками. Учились давать характеристику

каждому звуку. Дети с удовольствием выполняли эту работу, им это напоминало раскрашивание детских картинок. Тем самым они запоминали группы звуков (гласные – согласные, звонкие – глухие, мягкие – твёрдые, парные – непарные)

Когда изучили все буквы и перешли к отработке чтения. Важно было расширить «поле зрения». Ведь у каждого ребёнка своё «поле зрения». Один схватывает взглядом одно слово, другой три слова, а некоторые пять – шесть слов.

Второе. Это упражнение «волшебная ёлочка».

Когда я смотрела на неё, думала что в ней волшебного? А оказывается,

она действительно «волшебная». Детям было сначала очень трудно смотреть в центр ёлочки и называть цифры на концах веток. Дети не видели этих цифр, они водили глазами или головой, и только постепенно шаг за шагом у них расширялось «поле зрения». Сейчас для них эта «ёлочка» считается простым и очень лёгким упражнением.

Третье. Это уже самые различные таблицы слогов. Но и здесь надо было соблюдать принцип дидактики от простого к сложному. Сначала это были таблицы открытых слогов (2-а, 2-б, 3-а), закрытых слогов (3-б, 4-б), чтение слов.

В конце первого класса это уже было чтение предложений, несложных текстов.

Сейчас во втором классе эта работа продолжается. Не много в другом русле.

Жужжащее чтение. Все знают, что это такое. Не надо объяснять. Хочу отметить, не надо пренебрегать этим видом чтения. Математический расчёт показывает, что если эти пятиминутки умножить на 4 урока в день и умножить на 5 рабочих дней получается 100 минут, а это не так уж и мало. (5х 4 х5 = 100 мин) Таким образом, ребёнком может быть прочитана сказка, рассказ или даже книга. Дети подходят и говорят: «Я прочитал книгу».

Но и это не всё. Этого мало, цель ещё недостигнута.

Мы начали работу над выразительностью чтения. Согласитесь, это тоже проблема №!.

Мы с ребятами завели тетрадь, в которую прежде всего мы записываем скороговорки. Это хорошее упражнение для артикуляции, для подвижности языка. Детям нравится работать с скороговорками, соревноваться у кого лучше получается, кому ещё надо работать над своим произношением.

Запоминают их, читают наизусть.

Также в эту тетрадь мы записываем красивые стихи русских поэтов. И работаем над ними: разбираем непонятные слова, находим рифму, учимся читать правильно, как надо читать стихи. Медленно, проникновенно, с глубоким чувством. Не у всех пока получается, но мы стараемся. Также надо отметить есть дети, которые эти стихи запоминают наизусть. Это только приветствуется. Дети стараются получить ещё одну пятёрку.

С добрым утром!

Задремали звёзды золотые, Улыбнулись сонные берёзки,

Задрожало зеркало затона, Растрепали шёлковые косы,

Брезжит свет на заводи речные. Шелестят зелёные серёжки,

И румянит сетку небосклона. И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива,

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» /С. Есенин/

Мы приобрели читательские дневники. Хорошая вещь. Но нас они уже не удовлетворяют. Почему? Объясню.

В конце 1 четверти мы проверяли технику чтения по этим дневникам. И что мы увидели. Они нам малы. В каком смысле? Мы читали текст за октябрь месяц и обнаружили что количество слов в тексте мало. Дети читали такой текст не за минуту, а примерно за половину минуты.

Я сделала вывод, что надо брать тексты для проверочного чтения уже из второго полугодия, где количество слов 70 – 90 слов.

04.11.2015 09:59


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!