СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Из всех … знаний и умений самым важным, и самым необходимым для жизненной деятельности является, конечно, умение ясно, понятно, красиво говорить
на своём языке» В.И.Чернышёв
Научить хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. А сегодня, к сожалению, приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растёт ребёнок, не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большими недостатками. Поэтому одной из главных задач на современном этапе обучения учащихся я считаю развитие речи.
1. Актуальность и перспективность опыта по проблеме: " Развития речи младших школьников" обусловлена и государственными документами. В пояснительной записке программы по русскому языку, подготовленной в рамках проекта внедрения Федеральных государственных стандартов общего образования, в числе практических задач изучения русского языка в начальной школе указано в первой строке развитие речи, мышления, воображения школьников. Как во всех областях интеллекта, так и в речи, начальные классы закладывают фундамент. От того, хорошо ли заложен этот фундамент, в огромной степени зависят все дальнейшие успехи и неуспехи ребенка. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Кроме того, речевое развитие ребенка - один из показателей общего развития его личности. Вот и я, работая по данной теме, систематизируя и обобщая свой опыт, я пыталась найти ответ на главный для меня вопрос: - Как сделать так, чтобы ребенок сказал свое слово? Как создать необходимые условия для эффективного развития речевой деятельности младших школьников?
Я работаю в начальных классах 17 лет и тема «Формирование и развитие речевой деятельности младших школьников» стала для меня приоритетной. За время работы учителем начальных классов у меня сложилась своя система использования различных приемов, методов, технологий, заданий и упражнений при работе над повышением эффективности речевой деятельности учащихся.
2 Концептуальность
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию его лучших качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать навыки развития речи.
3. Наличие теоретической базы опыта
Изучая тему речевой деятельности младших школьников и обобщая свой опыт, я опиралась на работы таких исследователей и методистов, как
Соловейчик М.С., Бондаренко А.А., Львов М.Р., Ладыженской Т.А., филосовские взгляды Сократа и Платона, чешский ученый Ян А. Каменский "Великая дидактика", Песталоцци, Руссо- опыт над развитием умственных способностей ребенка и внедрение в обучение исследовательского подхода. Ставьте доступные его пониманию вопросы и предоставьте ему решать их. Пусть он узнает не потому что вы сказали, а что сам понял.
4 Ведущая педагогическая идея учебно-воститательного процесса заключается в совершенствовании учебной деятельности младших школьников для развития речи, логического мышления, формирование творческой активности детей.
5 Оптимальность и эффективность средств.
Практически все изученные мною авторы пособий выделяют 4 уровня работы по формированию речевой деятельности: произносительный, лексический, грамматический и работа над связной речью. Я также придерживаюсь этих уровней в работе, и каждому из них в моей практике соответствуют задания и упражнения.
Произносительный уровень. Все из нас сталкиваются с тем, что многие дети приходят в школу с такими недостатками речи, как дефекты произношения, трудности артикуляции. Известно, дыхание влияет на звукопроизношение и артикуляцию. Поэтому я всегда в начале урока использую дыхательную гимнастику: в 1 классе на каждом уроке, а далее по мере необходимости. Она направлена на укрепление и развитие мышц губ, языка, челюсти, то есть на развитие речевого аппарата. Развитию правильного звукопроизношения (внятности речи) способствуют чистоговорки, скороговорки. Работая со скороговорками, я предлагаю детям такие задания, которые направлены на достижение выразительности речи:
- прочитай их шепотом, беззвучно, тихо, громко
- прочитай с разной интонацией: радостно, грустно, удивленно
- Поиграйте в игру “Скороговорная лента”. На концах двух палочек закрепляется лента (можно использовать нитку или веревочку). По команде два человека начинают ее скручивать и одновременно говорить скороговорку. Кто быстрее свернет ленту и при этом правильно произнесет скороговорку.
2 Лексический уровень
Бедный запас слов – это тоже проблема для младших школьников. На этом уровне проводится работа, направленная на обогащение словарного запаса. Обогащение словарного запаса осуществляется через следующие
Упражнения и задания:
1) Подбор антонимов ( мокрый – сухой; говорить - …)
2) Подбор синонимов ( дом – терем – дворец; большой -…)
3) Подбор прилагательных (собака ( какая?) большая, лохматая, веселая)
4) «Что бывает?» ( зеленый – помидор, ель, трава, дом; тихий - …; )
5) «Узнавание» ( зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная – береза)
6) «Кто что делает?» ( обогащение лексического запаса детей словами-действиями) (учитель … ( учит); кузнец - …)
7) «Сравни»
a. по вкусу – лимон и мед
b. по цвету – грушу и сливу
c. по высоте – куст и дерево
Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию, стараться правильно употреблять его в новой ситуации.
3.Грамматический уровень
На этом уровне работы на первое место выдвигается механизм построения синтаксических конструкций: словосочетания и предложения. Формированию грамматических навыков правильной речи у детей мне помогают следующие задания и упражнения.
1) «Найди ошибку»:
* Зимой в саду расцвели яблони.
* В полу лежит красивый ковер
2) Составление предложений по разным моделям :
* Кто? Что делает? Что? (Кошка лакает молоко)
3) Изменение порядка слов.
* На пороге сидела и жалобно мяукала кошка.
4) Распространение предложения
Готовя детей к умению полно и грамматически правильно выражать свою мысль, я тем самым подвожу их к работе над связной речью.
4. Работа над связной речью
Для этого необходимо учить:
- рассуждать (продумывать, аргументировать, выражать отношение);
- выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать;
- строить логически обоснованное высказывание.
При этом важнейшим условием работы должно быть создание специальных коммуникативных ситуаций, так называемая речевая ситуация, которая ставит школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем-то, рассказать о чем-то.
Жанры, в форму которых можно облекать высказывания детей: загадка, лирическая миниатюра, непринужденный разговор, рассказ, воспоминание, сказка, объявление и др.
1) «Если бы…»
«Если бы я был волшебником…» ( Каким, зачем, что делал бы?)
«Если бы я был размером с муравья…» (Как все вокруг бы изменилось? Почему?)
2) Повествование от имени неживого предмета.
«История из жизни старого башмака»
«Кочан капусты»
«Новая сковорода»
3). «Цветные рассказы»
Полоска бумаги, состоящая из 8-10 квадратиков различных цветов, расположенных в два ряда, на основе которых и придумывается история.
Детям предъявляется цветная полоска, указывают на верхний крайний квадрат и спрашивают: «На что он похож? Что бывает такого цвета?»
Например: детям предъявлена полоска, состоящая из квадратов: зеленого, голубого, желтого, белого.
Рассказ может быть таким: * Зеленый лес улыбался солнцу. На голубом небе светило ярко-желтое солнце. На ветке белой березы сидела птичка.
4). «Ролевые диалоги»
- придумать разговор сказочных персонажей по телефону;
5. Формирование умений воспринимать высказывания
На всех четырех уровнях развития речевой деятельности я представила упражнения, которые учат детей создавать высказывания. Но речевая деятельность – двусторонний процесс, таким образом, нужно учить детей не только строить свои высказывания, но и их воспринимать: умению слушать и понимать обращенную речь.
Это необходимо для того, чтобы:
- развить речевой слух, который нужен для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности ;
- полноценно воспринимать информацию, которая содержится в чьей-то устной речи, включая настроение, отношение говорящего к сообщаемому.
Этого я добиваюсь с помощью следующих несложных упражнений:
1. Развитие внимания к звуковой стороне слышимой речи:
1) повторение вопроса
2) хоровое повторение вывода
3) чередование индивидуальных ответов с хоровыми.
2. Для развития слуховой памяти.
1) Выделение голосом главного
2) Проговаривание хором
3) Построение ответа на основе слов вопроса
Конечно, важную роль в формировании речевой деятельности детей играет и внимательное отношение учителя к речи детей:
- исправление недочетов произношения, постановки ударения;
- анализ допущенных речевых ошибок и их исправление;
- помощь в выборе слов, наиболее точно выражающих мысли; в синтаксически правильном оформлении мыслей;
Основные методы и приемы работы.
Следует помнить, что развитие мелкой моторики детей тесно связано с речевой деятельностью. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому очень широко на уроках я использую пальчиковую гимнастику.
Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул. Тише, пальчик, не шуми, Братиков не разбуди. Встали пальчики, ура! В детский сад идти пора.
Следующий прием, который используют многие учителя - дидактическая игра. Так же как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована. Чтобы заставить ребенка говорить, учитель намеренно ставит обучающегося в такие условия, в которых он не может не проявить активности (игра, проблемные ситуации, решение познавательных задач и др.), либо учитывает личностные мотивы, т.е. интересы и увлечения учащихся. Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё. Игр со словами мы знаем великое множество:
1)"Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать. Метель - метет, а гром -., ветер -., а снег -., дождь -., а солнце -.". Пусть ребенок подберет как можно больше слов, обозначающих действие. Затем можно повторить ту же игру наоборот: «Кто летает? А кто плавает?»
Задание №2. "Назови другой предмет, такой же белый, как и снег". - Подбери рифму к словам, отгадай кроссворд или составь сам.
- Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».
- Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».
- Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».
Для меня является обязательным введение новых слов на уроке: минимум –1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.
Словесное рисование.
Учитель начальных классов нередко испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства на основе прочитанной сказки, басни, рассказа, стихотворения. Для этого подбираем специальные задания, направленные на пробуждение воображения и фантазии школьников:
Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы используете для неба, облаков, зелени, земли и т.д.
Вслушайтесь в звучание стихотворения и попытайтесь напеть мелодию, подходящую по звучанию к нему;
Какие звуки повторяются в этой строке и что они “рисуют”?
Результатом работы по словесному рисованию станет то, что значительно увеличится группа детей, обладающих образной речью, активизируется словарных запас.
Основные формы работы.
На уроках я использую индивидуальную, фронтальную, самостоятельную формы работы. Но особенно эффективной я считаю групповую форму работы.
Роль и место групповой работы.
Исследования показывают, что учащиеся со средним уровнем активности говорит на уроках (по делу) только 7 минут в день. В атмосфере, характерной для групповой деятельности, эта цифра меняется разительным образом.
В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. Но иногда ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения.
Особенно часто при групповой форме работы я использую ролевую игру. Роли распределяются между участниками группы. Ролевая игра, как никакое другое упражнение, способствует вовлечению учащихся в учебную деятельность. Разумеется, роли могут быть различны по объему. Но даже если по роли участнику необходимо сказать 2-3 реплики, это не означает, что все остальное время он бездействует, он должен постоянно перерабатывать информацию, поступающую к нему от других участников игры, понимать и оценивать ее, чтобы своевременно и адекватно выступить в своей роли. С другой стороны, преимущество ролевой игры заключается еще в том, что «спрятавшись» за роль, застенчивому человеку легче говорить: он говорит не от своего имени и действует в рамках, предписанных ролью. Отсюда - одно из достоинств ролевой игры: благодаря условности игровой ситуации снижается психологическая напряженность участников игры, повышается их контактность.
Интегрированные уроки и ИКТ
Считаю, что процесс развития речи младших школьников нельзя рассматривать, ограничившись рамками одного какого-то учебного предмета (например, чтения или русского языка). Только комплексный подход к решению проблемы – через все учебные дисциплины – обеспечивает хороший результат. В моей практике проведение интегрированных уроков, занимает одно из ведущих мест.
Еще Я. А. Коменский говорил: «Когда приступают к изучению какого-либо предмета, умы учеников должны быть к этому подготовлены». Как раз этому способствуют и межпредметные связи в обучении школьников. Наблюдения за реакциями учащихся на различных уроках показывают, дети проявляют интерес тогда, когда ученики в связи с новым материалом вспоминают что-либо, уже известное им из прошлого опыта. Особенно эффективно использование межпредметных связей на уроках развития речи, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений у учащихся.
Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:
способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся и рассмотрению явления с нескольких сторон;
в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку;
позволяют учесть опыт школьника, разнообразить методы и приемы работы, избежать повторов одних и тех же знаний в разных учебных предметах и тем самым уменьшить затраты ребенка на освоение знаний;
Результаты, которых мы стремимся достичь при проведении интегрированных уроков в начальной школе, как раз соответствуют требованиям Федеральных образовательных стандартов второго поколения: происходит присвоение учеником нового социального опыта путем самостоятельного усвоения новых знаний на основе уже имеющихся.Т.е. мы учим не только запоминать, а использовать свой опыт на практике, а значит происходит формирование универсальных учебных действий.
© 2025, Ермошкина Вера Петровна 56