СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 1 г. Вельска»

структурное подразделение « Детский сад № 47« Теремок»

Опыт работы на тему: «Создание условий для экспериментальной деятельности дошкольников»

воспитатель Домашникова М. И.

Апрель 2017 год

Слайд 1.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Слайд 2.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения.

Слайд 3.

Чтобы поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность, развивать у детей познавательные способности, мышление, речь в процессе познавательно – исследовательской деятельности необходимо создать оптимальные условия.

Целью моей работы является: создание условий, способствующих развитию познавательных интересов дошкольников через игры – эксперименты.

Из поставленной цели вытекает ряд задач.

1.Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.

2.Знакомить детей со свойствами предмета исследования

3.Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику, внимание, мышление, память и речь.

4. Поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

5. Воспитывать умение слушать друг друга, работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

Слайд 4.

На первом этапе своей работы изучила:

-задачи, методические и практические подходы по познавательному развитию в программе « От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы), а также с дополнительной программой « Мой дом - природа» Н. В.Рыжовой;

- соответствующую литературу по теме:

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом» занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.,

О.В. Дыбина «Из чего сделаны предметы» сценарии игр – занятий для дошкольников.

-опыт оформления, организации экспериментальных и дидактических игр в периодической печати, в сети интернет.

Слайд 5.

Оформила:

-развивающую среду в группе: экспериментальный центр (в подготовительной группе), центр «Песок, вода» (в младших группах);

- дидактические игры, создала картотеки, «Высказывания знаменитых людей о детском экспериментировании»

Слайд 6.

Продумала наполнение центра. В мини-лаборатории может быть выделено:

1. Место для постоянной выставки.

2. Место для приборов.

3. Место для выращивания растений.

4. Место для хранения природного и бросового материалов.

5. Место для проведения опытов.

6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды и т.д.)

Слайд 7.

Определила основное содержание исследований, которое предполагает формирование у детей следующих представлений:

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).

2. О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром, со снегом и т. д).

3. О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы, листа).

4. О способах исследования объекта.

5. О предметном мире.

Слайд 8-11.

Разработала перспективный план проведения игр – экспериментов, опытов с детьми в совместной деятельности и план организованной образовательной деятельности « Познание. Расширение кругозора» на год.

Свою работу по экспериментальной деятельности начала с подготовительной группы, продолжила с 1 младшей группы и в данный момент работаю с детьми 2 младшей группы.

Слайд12.

В детском саду экспериментирование организовано в трех основных направлениях:

- специально организованное обучение;

- совместная деятельность педагога с детьми;

- самостоятельная деятельность детей.

Слайд 13.

В организованной образовательной деятельности придерживалась определённого алгоритма:

1. Игровое начало:

- сказочный герой,

-проблемная ситуация («Почему шахматы не упали с доски?»),

-игровая ситуация (ящик ощущений).

Слайд 14.

2.Детское экспериментирование с материалами (каждый ребёнок самостоятельно экспериментирует в лаборатории под руководством взрослого).

Слайд 15.

3. Самостоятельные выводы детей после каждого выявленного свойства предмета, потом ребята рассматривают схему, заранее подготовленную воспитателем, педагог делает заключение.

Слайд16.

4. Рефлексия. Беседа педагога с воспитанниками в ходе, которой, дети вспоминают по схемам свойства материала. В возрасте 3-х лет дети еще не могут оперировать знаниями в вербальной форме, без опоры на наглядность, поэтому во второй младшей группе используются готовые схемы, зарисованные педагогом.

В старших группах дети самостоятельно зарисовывают схемы после эксперимента в блокнот.

Хочется отметить, что в процессе исследования и экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

Слайд 17.

После образовательной деятельности схемы помещаются на информационный стенд.

Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

Слайд 18.

Дети с удовольствием сами стремятся установить связи через опыты и эксперименты в самостоятельной игре в центре с песком и водой и на прогулке.

Все пройденные на занятии материалы выкладываются в прозрачные емкости, помещаются в центре экспериментирования и используются ребятами в самостоятельной экспериментальной деятельности.

Слайд 19.

В своей деятельности с детьми вне занятий активно использую дидактические игры, игры – эксперименты, поделки из материала, опыты.

Организую работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный мною, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результаты опытов. При такой форме ребенок так же овладевает экспериментированием как видом деятельности.

Совместные игры планирую и провожу один раз в неделю.

Слайд 20.

В работу экспериментального центра, активно привлекаю родителей для создания коллекций и сбора материалов для исследования и поделок.

Слайд 21.

Исходя из наблюдений за детьми во время игр - экспериментов можно сделать выводы.

Для младших групп:

-дети проявляют большой интерес к экспериментированию;

- ребята часто сами по своей инициативе исследуют предметы и различные материалы;

- в процессе исследования и экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, развиваются их познавательные способности (восприятие, мышление, внимание, память, воображение).

Для подготовительной группы:

-дети проявляют большой интерес к экспериментированию;

- ребята сопровождают свои действия речью;

- большинство детей переносят экспериментирование в самостоятельную игру, в игры в домашних условиях;

-дети учатся вести элементарную исследовательскую деятельность, учатся делать простейшие выводы, умозаключения;

Таким образом, в работе по экспериментальной деятельности детей необходимо создавать условия для исследований, использовать разные формы и методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяется возрастными возможностями дошкольников.

14.05.2018 09:21


Рекомендуем курсы ПК и ПП