СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение изученного по теме «Местоимение»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обобщение изученного по теме «Местоимение»

Цели урока:

  1. обучающая – повторение и обобщение пройденного материала о местоимении, привитие умений и навыков применять полученные знания на практике;
  2. развивающая – развитие речемыслительных и творческих способностей, развитие речи и логического мышления;
  3. воспитательная – воспитание самостоятельности, взаимовыручки, товарищества и дружбы.

 

Тип урока:  Закрепление знаний учащихся по теме «Местоимение»

 

 

Форма организации  урока:  урок-путешествие

 

Методы: компьютерная презентация, компьютерное тестирование, дидактические игры.

 

 

Ход урока.

I. Орг. момент        

Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок – урок- путешествие. Поэтому я приглашаю вас совершить очередное путешествие в мир русского языка, а именно в далёкую и загадочную страну – Местоимение.  Мы с вами должны повторить и обобщить пройденный материал о местоимении, привить умений и навыков применять полученные знания на практике. Мы должны с вами преодолеть все препятствия. 

        А путеводной звездой  в этом путешествии будут ваши знания, полученные на уроках по теме «Местоимение». Перед тем, как отправиться в путешествие, запишите домашнюю работу – написать лингвистическое мини-сочинение «Роль местоимений в нашей речи».

Сначала давайте проверим  готовность к уроку, ваше самочувствие. Для этого все вы должны выполнить несколько заданий.

II. Проверка пройденного материала

Первое задание: работа у доски

1. синтаксический разбор простого предложения - Ученик купил в магазине несколько тетрадей.

2. морфологический разбор - Воспоминания о себе – о себе 

Второе задание:

-раздаточные материалы (нескольким ученикам)

Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы

Гл..деть не(на)что, (не) с кого спрашивать, благодарить кого(то), бурно разгорет..ся, (не) разочаровался (н..) в чем, (н..)чего не находит, (н..) с кем (не) посовет..вался, (н..)куда спешить.

Образовать падежные формы

К (он), о (она), от (он), над (он), вокруг (они), напротив (она), с (она), благодаря(он, она, они), навстречу (он)

Третье задание: (остальным ученикам)

  1. Найдите лишнее слово, учитывая разряды местоимений.

1) свой            2) собой              3) мой                  4) наш

  1. Укажите ошибку в определении разряда местоимений.

1) сколько-нибудь – неопределённое          2) ваш – личное

3) такой – указательное                      4) всякий – определительное

  1. В каком примере пишется НЕ? 

1) н…чего не произошло         2) н…чего делать

3) н… о чём не думал                3) н…чем не доволен

  1. Какое слово пишется через дефис?  

1) (бледно)лицый    2) (ни)кого 3) (кое)какие                 4) (не)что

  1. В каком слове НЕТ грамматической ошибки? 

1) тоскуешь по ним 2) об том доме    3) у ей       

4) в скольких домах

 

 Желаю вам увлекательного и полезного путешествия.    

III. Основная часть. Актуализация знаний.

На уроке мы с вами побываем на разных местах страны «Местоимение» Первый путь лежит на остров теории

Остров теории (устно) 

Здесь вы должны ответить на вопросы. Ответив, с лёгкостью можем отправиться в путь

1. Что такое местоимение? (Местоимение самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их конкретно)

2.. Какие разряды бывают у местоимений? (Личные, возвратные, притяжательные, вопросительно-относительное, неопределённое, отрицательные, определительные, указательные)

3. Каким членом предложения является местоимение? (В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, как существительные, определениями, как имена прилагательные, обстоятельства, как наречия и числительное) Слайд11

 

Идём дальше. Дальше у нас путь лежит в пролив Загадочный. Загадочный он тем, что вам следует раскрыть скобки, вставить буквы и определить разряды.

Пролив Загадочный (пис.)

Задание: Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, определите разряды местоимений.

Кто(то) (неопр.), (н..)чего нет (отриц.), (н..)который (неопр.), самый (опред.), мне (лич.), столько (указательное), всякий (определ.), наши (притяж.), себя (возврат.), свои (притяж.), вас (личное), мы (личное), каждый (определительное), (н..)сколько (отриц..), (н..)что  прекрасное (неопр.), кто (относ.)

Страной «Местоимение» правит король. Давайте побываем в замке короля.

Замок короля ошибок

Подданные короля говорят, что король допустил ошибку. Помогите ему найти. Задание: Убери лишнее!

Напишите в тетрадях лишние местоимения

1. Личные: я, вы, нам, такой

2. Определительные: весь, каждый, этот

3.Вопросительные: зачем? сколько? где

4.Неопределенные:никто, нечто, кое-где

5.Возвратное: свой, себя, ваши

6.Притяжательные: себе, нам, мои, твой

 

Проверь себя!

1.Личные: я,  вы, нам, такой

2.Определительные: весь, каждый, этот

3.Вопросительные: зачем? Сколько? где

4.Неопределенные:никто, нечто, кое-где

5.Возвратное: свой, себя, ваши

6.Притяжательные: себе, нам, мои, твой

 

 

Дальше путь у нас лежит через реку падежей

 

Река падежей

         Задание 1: Определить падеж местоимений (пис.)

У вас (род.п), над тобой (тв.п), о них (пр.п), с кем-нибудь (тв.п), скольких (род.п), не с кем (тв.п),своему (дат.п) о моём (пр.п), какие-нибудь (им.п), за нами (тв.п), собой (тв.п), о вас (пр.п),себе (дат.п), какой (им.п), тобой (тв.п), каждого (род.п)

2. Поставьте местоимения в нужный падеж и отгадайте загадку: (пис.)

Подчеркнуть местоимения как члены предложения.

  Определяю (мне) предметы,         (я)

  Они со (я) всегда приметны.        (со мной)

  (Меня) украшаю (ваша) речь.      (я, вашу)

  (Я) (вы) надо знать, беречь.          (меня, вам.)

Дальше мы должны пройти через мост забвения  

 

Мост забвения (устно)

Тест  «Правописание  местоимений»

1-й вариант

1. В  каком  ряду  все  слова  пишутся  слитно?

а)  (не)которые,  сколько(нибудь),  (кое)кого

б) (не)что,  (ни)кому,  (не)сколько

в) каких(то),  (кое)(с) кем,  (кто)нибудь

 

2. В  каком  ряду  все  слова  пишутся  раздельно?

а)  что(нибудь),  кому(то),  (не)скольких

б)  (не)(к)кому,  (кое)(о) чем,  (не)(с)кем

в)  кто(то), что(либо),  (ни)(о)ком

 

3.  В  каком   ряду  все  слова  пишутся  через  дефис?

а)  какого(нибудь),  чей(то),  (кое)кто

б)  (кое)(с)кем,  (ни)(о)каком,  (не)(у)кого

в)  (ни)чей,  какой(то),  чего(либо)

 

 

 

 

 

 

Тест  «Правописание  местоимений»

2-й  вариант

1. В  каком  ряду  все  слова  пишутся  слитно?

а)  (ни)чего,  (не)сколько,  (не)которые

б) кто(нибудь),  (кое)(у)кого,  что(либо)

в) какой(то),  (кое)(с) кем,  (не)кого

 

2. В  каком  ряду  все  слова  пишутся  раздельно?

а)  (ни)чей,  какой(то),  (не)сколько

б)  что(либо),  (не)(к)кому,  ни(кто)

в)  (ни)(с)кем, не(на)что,  кое(про)кого

 

3.  В  каком   ряду  все  слова  пишутся  через  дефис?

а)  (не)(к)кому,  ни(с)кем,  каких(то)

б)  сколько(нибудь),  чей(либо),  кое(кого)

в)  (не)что,  что(нибудь),  (не)сколько

 

 

В русском языке местоимений не так много, но, тем не менее, они играют большую роль в нашей речи. С ними можно даже поиграть в шарады.

Это последнее место, которое мы посетим.

Хижина шарад

Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

 

Сколько личных местоимений в слове семья?

 

Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка.

Вместе овощ.

 

Первый слог – личное местоимение. Второй слог ты найдешь в словах: сварщик, пильщик, барабанщик. Вместе означают вместилище для чего-нибудь.

 

Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

 

Ответы: 1- яма, 2-семь, 3-тыква, 4-ящик, 5-ябеда. Местоимение.

 

Два слога впереди – для освещения,

А третий – личное местоимение.

Всё вместе – всемогущий царь,

Страною древней управлявший встарь. (фараон)

 

Спасибо всем! Вы, конечно, понимаете, что это была игра. Но именно в игре мы повторили то, о чём говорили на уроках о местоимении, запомнили то, что не всегда запоминалось на занятиях.

 

IV. Закрепление

Завершая наш разговор о местоимении как части речи, хочу сказать ещё, что местоимений в русском языке совсем немного, но 14 из них включены в первые 30 наиболее частотных слов русского языка. Среди них местоимения Я, ЧТО, ОН, ЭТО, ТЫ, МЫ, ЭТОТ, ОНА, ОНИ, ВЕСЬ, ТО, ВСЕ, СВОЙ, КОТОРЫЙ.

 

Почему же так часто употребляются местоимения?

(Они создают речевое удобство, экономят время, так как дают возможность не повторять одни и те же существительные, прилагательные)

          V. Домашняя работа .

Лингвистическое мини-сочинение «Роль местоимений в нашей речи».

          VI. Итог урока. Выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Русский язык
23.01.2015 15:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!