СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта работы: "Применение нетрадиционных форм работы на уроках физкультуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оздоровлению общества способствует физкультура и спорт, именно поэтому сейчас идёт популяризация спорта, олимпийского образования, сдача норм комплекса ГТО.      Урок,   внеурочная,  кружковая и  внеклассная  работа является главным и основным видом деятельности по привлечению детей к массовым видам спорта  для выявления одарённых детей в спорте, привитие любви к олимпийским видам.  Всё это способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умствен­ной  и физической работоспособности,      значимости здорового образа жизни.

    Модернизация процесса физического вос­питания заставляет  нас, учителей, отходить от старых привычек, решаться на эксперименты, разнообразить формы и методы обу­чения. Только проявив компетентность, учитель может повысить качество образования уча­щихся в  современной школе. У каждого учителя возникает вопрос, как сделать свой урок интересным, незабываемым. Чего хотят учащиеся от урока физкультуры. Спросите у детей, каким они видят урок физкультуры? Проведите анкетирование: «Если бы я был учителем, как бы я  провёл урок». Это поможет   увидеть урок их глазами, понять, что дети больше хотят самостоятельности в процессе урока.

    Великие педагоги и психологи: К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, уделяли большое внимание нетрадиционным формам обучения, как одному из условий формирования и становления творческой, активной, самостоятельной личности в игровой и  соревновательной деятельности.  С помощью нетрадиционных уроков можно заинтересовать детей спортом и физической культурой.  Данные уроки  более конкретно подходят к решению задач новых образовательных стандартов.  Такие уроки, связаны с  возрастными особенностями школьников, оригинальностью их проведения, субъект - субъектными отношениями. С помощью таких уроков можно более успешно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной, познавательной деятельности учащихся и здоровьесбережения. Развиваются способности и личность ученика, формируется устойчивый интерес к учению, снимается напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, формируются навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывается глубокое эмоциональное воздействие на детей.

   В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:

- отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении;

- вовлечение всех учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой, индивидуальной работы на уроке;

- занимательность и увлечение - основа эмоционального тона урока;

- поддержка альтернативности, учет множества мнений;

- развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия;

- «скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям;

- использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.

 Детям нравятся следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы), уроки - путешествия, уроки - фантазии, урок - сказка, урок - сюрприз, урок здоровья, уроки с использованием компьютерных технологий: презентации, тестирование, диагностика, портфолио.  

 Хочу предложить разработанными мною  уроками, которые очень нравятся детям. «Свобода урока»,  заключается в следующем: вдоль всех сторон спор­тивного зала разложен инвен­тарь (если спортивный зал маленький, то по одному экземпляру): скакалка, обруч, мяч баскетбольный, волейбольный, футбольный, гимнастические палки, скамейки, гантели, барьеры, маты, канаты и др.,  которые находятся на определённом расстоянии друг от друга, не мешая выполнять то или иное упражнение. Детям  в процессе урока после разминки разрешается брать любой инвентарь и делать, что захотят: выпол­нять любые упражнения, ранее изученные, или придумать свои, только не мешать друг другу, соблюдая интервал и технику безопасности.

    Цель: вовлечение всех учащихся в физкультурно-оздоровительный, процесс урока. Реализация: не обязательно весь урок только пры­гать или бросать мяч в кольцо. Устали - можно сменить деятельность: заниматься с гантелями, лазать по канату, гимнастичес­кой стенке, прыгать через барьер, жонглиро­вать ракеткой теннисным шариком, метать мяч в мишень, проверяя свою меткость, крутить обруч, прыгать через скакалку, кувыркаться, разгадывать кроссворды, загадки и даже просто петь и танцевать под музыку и караоке. В течение всего урока необходимо наблюдать за всеми, помогать, подсказывать, если устали - заниматься более лёгким видом. В конце урока, выслушать мнения ребят.  Увидите, итогом такого урока будет заряд бодрости у детей на весь день.

 

В настоящее время востребовано умение работать в группе, сотрудничать — соответ­ственно, возникает необходимость форми­рования коммуникативной компетенции. Детям очень нравится урок «Муравейник».  Цель урока  использование приобретенных знаний, умений и навыков  в нестандартных условиях.  Работа  выполняется в прохождении станций (прыжки через барьер, кувырок вперёд, поднимание туловища из положения, лёжа, прыжки через скакалку, приседания и др.), которые они выполняют в парах,  показывая навыки само - страховки и самоконтроля за 30 секунд, (один делает – второй считает), затем меняются местами. После выполнения станции - отдых 1-2 минуты, во время которого ребята заносят результаты в карточки. Работа учителя на уроке подать сигнал для начала и конца выполнения задания (30 секунд), следить за техникой безопасности и техникой выполнения.

   Ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом. Снижается эмоциональная напряжённость, улучшаются  взаимоотношения всех участников образовательного процесса, тем самым, реализуются основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса. В ходе поисков инновационных подходов к орга­низации учебных занятий я поняла, что всё больше необходимо учитывать особую значимость игровой деятельности в виде соревнований. Это позволяет решить важнейшие задачи развивать не только физические, но и  нравствен­ные качества личности, а так- же творческие способности. На уроке «Самый, самый, самый я, а вместе мы – одна семья!» ставиться цель: способствовать умению вести себя в любой ситуации. Принести победу команде  своей победой. В урок включаются различные виды (входившие в зачёт, ранее изученные или придуманные детьми). Класс делится на 2-3 команды, зная физические способности каждого, сами выбирают капитана, распределяют, кто в каком виде будет участвовать. Победа команды складывается из побед каждого на виде.

Такие уроки предоста­вляют множество двигательных возможностей и в рамках правил  требуют собственного само­стоятельного действия. На них можно за­ниматься без особых финансовых затрат и мате­риального обеспечения. Ну, а чтобы детям хотелось идти на урок физкультуры необходимо выискивать новые пути, подходы к уроку.  Придумывать, что может заинтересовать наших детей. Да, а ведь лучшие подсказчики нового – это сами дети. Ваша идея – их действия. И вы увидите результат вашего совместного труда с ними. Знайте, что дети - творцы нового.  

Следует вывод: нетрадиционные формы уро­ков надо ввести в систему и тогда польза их будет видна. Надо эксперименти­ровать, больше давать детям самостоятель­ности, т.к. это помогает им преодолеть страх при выполнении сложных физических упражне­ний, даже тех, которые они часто не могут сделать по заданию учителя. Такие уроки способствуют развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка. В сов­ременной школе работа должна быть постав­лена на подготовку детей к жизни, реализуя учебную программу, но обязательно учитывая возможности, жела­ния и здоровье ребёнка,  его возрастные и индивидуальные особенности. Данные уроки  более конкретно подходят к решению задач новых образовательных стандартов.

Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время приобретения новых знаний, так и при формировании умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.

Благодаря ответственному отношению к уроку и тщательной подготовки к нему, позволит учителю более успешно, плодотворно, на высоком уровне провести урок физической культуры в школе.  

Категория: Физкультура
07.01.2015 19:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!