СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Оздоровлению общества способствует физкультура и спорт, именно поэтому сейчас идёт популяризация спорта, олимпийского образования, сдача норм комплекса ГТО. Урок, внеурочная, кружковая и внеклассная работа является главным и основным видом деятельности по привлечению детей к массовым видам спорта для выявления одарённых детей в спорте, привитие любви к олимпийским видам. Всё это способствует оптимизации двигательного режима, улучшению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности, значимости здорового образа жизни.
Модернизация процесса физического воспитания заставляет нас, учителей, отходить от старых привычек, решаться на эксперименты, разнообразить формы и методы обучения. Только проявив компетентность, учитель может повысить качество образования учащихся в современной школе. У каждого учителя возникает вопрос, как сделать свой урок интересным, незабываемым. Чего хотят учащиеся от урока физкультуры. Спросите у детей, каким они видят урок физкультуры? Проведите анкетирование: «Если бы я был учителем, как бы я провёл урок». Это поможет увидеть урок их глазами, понять, что дети больше хотят самостоятельности в процессе урока.
Великие педагоги и психологи: К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, Л.С. Выготский, П.Я.Гальперин, уделяли большое внимание нетрадиционным формам обучения, как одному из условий формирования и становления творческой, активной, самостоятельной личности в игровой и соревновательной деятельности. С помощью нетрадиционных уроков можно заинтересовать детей спортом и физической культурой. Данные уроки более конкретно подходят к решению задач новых образовательных стандартов. Такие уроки, связаны с возрастными особенностями школьников, оригинальностью их проведения, субъект - субъектными отношениями. С помощью таких уроков можно более успешно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной, познавательной деятельности учащихся и здоровьесбережения. Развиваются способности и личность ученика, формируется устойчивый интерес к учению, снимается напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, формируются навыки учебной работы, собственно учебной деятельности, оказывается глубокое эмоциональное воздействие на детей.
В подготовке и проведении нетрадиционных уроков помогают творческие принципы:
- отказ от шаблона в организации урока, формализма в проведении;
- вовлечение всех учащихся класса в активное взаимодействие на уроке с использованием различных форм групповой, индивидуальной работы на уроке;
- занимательность и увлечение - основа эмоционального тона урока;
- поддержка альтернативности, учет множества мнений;
- развитие функции общения на уроке, как условия обеспечения взаимопонимания, побуждения к действию, ощущение эмоционального удовольствия;
- «скрытая» дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям, склонностям;
- использование оценки в качестве формирующего, а не только результирующего инструмента.
Детям нравятся следующие виды нетрадиционных уроков: уроки в форме соревнований и игр (конкурсы, КВН, викторины, аукционы), уроки - путешествия, уроки - фантазии, урок - сказка, урок - сюрприз, урок здоровья, уроки с использованием компьютерных технологий: презентации, тестирование, диагностика, портфолио.
Хочу предложить разработанными мною уроками, которые очень нравятся детям. «Свобода урока», заключается в следующем: вдоль всех сторон спортивного зала разложен инвентарь (если спортивный зал маленький, то по одному экземпляру): скакалка, обруч, мяч баскетбольный, волейбольный, футбольный, гимнастические палки, скамейки, гантели, барьеры, маты, канаты и др., которые находятся на определённом расстоянии друг от друга, не мешая выполнять то или иное упражнение. Детям в процессе урока после разминки разрешается брать любой инвентарь и делать, что захотят: выполнять любые упражнения, ранее изученные, или придумать свои, только не мешать друг другу, соблюдая интервал и технику безопасности.
Цель: вовлечение всех учащихся в физкультурно-оздоровительный, процесс урока. Реализация: не обязательно весь урок только прыгать или бросать мяч в кольцо. Устали - можно сменить деятельность: заниматься с гантелями, лазать по канату, гимнастической стенке, прыгать через барьер, жонглировать ракеткой теннисным шариком, метать мяч в мишень, проверяя свою меткость, крутить обруч, прыгать через скакалку, кувыркаться, разгадывать кроссворды, загадки и даже просто петь и танцевать под музыку и караоке. В течение всего урока необходимо наблюдать за всеми, помогать, подсказывать, если устали - заниматься более лёгким видом. В конце урока, выслушать мнения ребят. Увидите, итогом такого урока будет заряд бодрости у детей на весь день.
В настоящее время востребовано умение работать в группе, сотрудничать — соответственно, возникает необходимость формирования коммуникативной компетенции. Детям очень нравится урок «Муравейник». Цель урока использование приобретенных знаний, умений и навыков в нестандартных условиях. Работа выполняется в прохождении станций (прыжки через барьер, кувырок вперёд, поднимание туловища из положения, лёжа, прыжки через скакалку, приседания и др.), которые они выполняют в парах, показывая навыки само - страховки и самоконтроля за 30 секунд, (один делает – второй считает), затем меняются местами. После выполнения станции - отдых 1-2 минуты, во время которого ребята заносят результаты в карточки. Работа учителя на уроке подать сигнал для начала и конца выполнения задания (30 секунд), следить за техникой безопасности и техникой выполнения.
Ситуация успеха способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения в целом. Снижается эмоциональная напряжённость, улучшаются взаимоотношения всех участников образовательного процесса, тем самым, реализуются основы здоровьесберегающих технологий при организации учебно-воспитательного процесса. В ходе поисков инновационных подходов к организации учебных занятий я поняла, что всё больше необходимо учитывать особую значимость игровой деятельности в виде соревнований. Это позволяет решить важнейшие задачи развивать не только физические, но и нравственные качества личности, а так- же творческие способности. На уроке «Самый, самый, самый я, а вместе мы – одна семья!» ставиться цель: способствовать умению вести себя в любой ситуации. Принести победу команде своей победой. В урок включаются различные виды (входившие в зачёт, ранее изученные или придуманные детьми). Класс делится на 2-3 команды, зная физические способности каждого, сами выбирают капитана, распределяют, кто в каком виде будет участвовать. Победа команды складывается из побед каждого на виде.
Такие уроки предоставляют множество двигательных возможностей и в рамках правил требуют собственного самостоятельного действия. На них можно заниматься без особых финансовых затрат и материального обеспечения. Ну, а чтобы детям хотелось идти на урок физкультуры необходимо выискивать новые пути, подходы к уроку. Придумывать, что может заинтересовать наших детей. Да, а ведь лучшие подсказчики нового – это сами дети. Ваша идея – их действия. И вы увидите результат вашего совместного труда с ними. Знайте, что дети - творцы нового.
Следует вывод: нетрадиционные формы уроков надо ввести в систему и тогда польза их будет видна. Надо экспериментировать, больше давать детям самостоятельности, т.к. это помогает им преодолеть страх при выполнении сложных физических упражнений, даже тех, которые они часто не могут сделать по заданию учителя. Такие уроки способствуют развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребенка. В современной школе работа должна быть поставлена на подготовку детей к жизни, реализуя учебную программу, но обязательно учитывая возможности, желания и здоровье ребёнка, его возрастные и индивидуальные особенности. Данные уроки более конкретно подходят к решению задач новых образовательных стандартов.
Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время приобретения новых знаний, так и при формировании умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.
Благодаря ответственному отношению к уроку и тщательной подготовки к нему, позволит учителю более успешно, плодотворно, на высоком уровне провести урок физической культуры в школе.
© 2015, Компанец Любовь Ивановна 3573