СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Использование технологии проектного обучения в географии как средство развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся»
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому, и я научусь.
Древнекитайская мудрость.
Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Традиционная методика обучения не позволяет выполнить этот социальный заказ. Задача общеобразовательной школы — подготовить личность, способную ориентироваться в современном мире, в огромном потоке информации, умеющую творчески мыслить. Проектная деятельность прочно вписалась в практику нашего лицея. Развитие лицея без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс. В лицее обучаются дети из разных социальных слоёв, национальностей и с неодинаковым уровнем учебной мотивации. Кроме того, сегодня на рынке труда востребован человек, способный овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, не только имеющий энциклопедические знания, но и умеющий их применять в конкретных ситуациях. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые: - формируют не просто умения, а компетенции; - направлены на развитие познавательного интереса у обучающихся; - реализовывают принцип связи обучения с жизнью. Метод учебных проектов выступает, как возможное средство решения актуальных проблем. Образованный человек в современном обществе - это не только и не столько человек, вооружённый знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применить знания в любой ситуации. Таким образом, у учащихся формируются современные ключевые компетенции: - общенаучная; - информационная; - познавательная; - коммуникативная; - ценностно - смысловая; - социальная; - компетенции личностного самосовершенствования;Основополагающими принципами проектного обучения являются: - научность; - системность; - открытость; - перспективность; - усиление практической направленности содержания курсов географии; - обеспечение самостоятельной творческой деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Цель моей работы – формирование умений и навыков самостоятельной проектной исследовательской деятельности учащихся как одного из средств развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Задачи: ? привлечение детей к самостоятельной учебной деятельности; ? развитие межпредметных связей; ? формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках географии; ? развитие культуры публичной дискуссии; ? формирование умений и навыков общения. Проект многогранен, проект эффективен, проект неисчерпаем.
Проект - это пять «П» : проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация.
Первоначально, как и большинство учителей, организующих проектную и исследовательскую деятельность, я занялась разработкой внеурочных долгосрочных и среднесрочных индивидуальных и групповых проектов и исследовательских работ.Но, анализируя эту работу, обратила внимание на то, что, во-первых, ею заняты в основном высокомотивированные дети, которые на начало исследования составляли около 25% от общего числа обучающихся. Я же хотела охватить как можно большее количество ребят. Во-вторых, проектно-исследовательская деятельность, осуществляемая после уроков, вызывала значительную перегрузку обучающихся. В-третьих, появилось противоречие между системой взаимоотношений на уроках, которые остались традиционными, и внеурочной деятельностью, принявшей характер сотрудничества учителя и обучающегося. Конечно, все получилось не сразу. Я тщательно анализировала результаты работы учеников. В первую очередь попыталась организовать самостоятельную работу обучающихся. В основном это были краткосрочные проекты, укладывающиеся в урок. Я считаю, что проектно- исследовательская деятельность обучающихся – это не просто игра в науку, а важнейшая часть образования, ведущая детей к обретению самостоятельного научного мышления. Проектно-исследовательскую деятельность ученика следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Ученику гораздо легче изучать новое, действуя подобно учёному (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде». Ученик, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя. Исследовательское поведение особенно ценно тем, что оно создаёт надёжный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка — самообучение и саморазвитие. Собственную исследовательскую деятельность ученика следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Чтобы добиться результата, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умение устанавливать причинно- следственные связи. Установка на личностное развитие предполагает выделение в качестве основных критериев инновационной образовательной системы следующие: ? свободный доступ учащихся к информации, приобщение к культуре, творчеству сохранение жизни, физического, психологического и нравственного здоровья учащихся ? способность системы образования включать не только познавательные, но и социальные программы, направленные на решение жизненных проблем обучающихся ? способность инновационной образовательной системы адаптироваться к потребностям каждого ребенка, индивидуализировать обучение и воспитание, внедрять культуросообразный подход, обеспечивающий морально-психологическую комфортность учащихся в образовательном процессе Е. С. Полат выделяет следующие основные требования к использованию метода проекта: ? наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы /задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование экологической проблемы своей малой родины, демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей изразных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния выхлопных газов на окружающую среду и др.) ? практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий, охрана окружающей среды, план мероприятий и т.д.) ? самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; ? структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов) ? использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий ? определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования ( использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола») ? выдвижение гипотез их решения ? обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений и т.д.) ? обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и т.д.) ? сбор, систематизация и анализ полученных данных ? подведение итогов, оформление результатов, их презентация ? выводы, выдвижение новых проблем исследования. В проектной деятельности применяю рейтинговую технологию оценивания знаний учащихся.
Рейтинг – отнесение к тому или иному классу, разряду, показатель успешности чего-либо (англ. rating – оценка). В образовании рейтинг - ранжирование обучающихся в группе по результатам комплексной, суммарной оценки их достижений в течение процесса обучения.
Что дает рейтинговая система ученику?
– новую возможность: • самому распоряжаться своим временем
• выбирать порядок выполнения учебных заданий
• самостоятельно планировать их выполнение
• постоянно получать информацию об успешности своих академических результатов
• сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других обучающихся
• углубляться в интересующие его области науки.
Единственный истинный источник творчества – это наша собственная личность. Необходимо постоянно подпитывать свой творческий дух. Д. Айян сердцевиной духа творчества считает ЯДРО: Я – я хочу знать (любознательность) Д – действенность (энергичность) Р – риск (готовность рисковать) О – открытость новому.
Учебные проекты сочетаются с традиционной системой предметного классно- урочного обучения, дополняют ее, позволяют отрабатывать межпредметные связи и вместе с этим работают на повышение качества образования. В концепции модернизации содержания общего образования говорится, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах. Проектный метод обучения окончательно не отказывается от традиционных моделей обучения, но предоставляет ученику право выбора, тем самым позволяет ему самостоятельно строить свою личность. Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное значение. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, т.к. именно неудачно подобранная информация создала ситуацию "неуспеха". Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира в этом микро- и макро социуме. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одарит постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытой жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом
© 2015, Новожилова Ирина Николаевна 853