СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА - ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Нажмите, чтобы узнать подробности

    «Для всего, что существует в природе,- отмечал К.Г.Паустовский,- в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

     Точное число слов, каким располагает русский язык, назвать невозможно, потому что одни слова в нем постоянно создаются, а другие уходят из употребления. В русском языке огромное множество профессиональных слов и терминов, и это количество увеличивается с появлением новых отраслей народного хозяйства, науки и техники. Уже с 1 класса  необходимо рассматривать слово и с точки зрения употребления, и с точки зрения происхождения, однозначное это  слово или многозначное, можно ли подобрать синонимы или антонимы. Такой подход к слову помогает учащимся понять лексическую систему языка, увидеть ее постоянное изменение. Поэтому словарная работа на уроках русского языка и литературного чтения занимает важное место в общей системе работы по развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся.  Знакомлю  детей с этимологией, историей возникновения того или иного слова. Очень часто за такими словами, оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное событие нашего прошлого. А это нам нужно для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.

        Моя цель  – не только пополнять словарный запас, но и акцентировать внимание детей на употреблении точного слова для передачи своей мысли в устной и письменной форме.

     Обогащению лексического запаса учащихся начальных классов способствует работа с лингвистическими словарями русского языка, опирающаяся на современные достижения лингвистики, учет психологических и  возрастных особенностей учащихся.

     Задачи учителя в развитии речи учащихся:

 1.Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду;

2.Создавать на уроке ситуации общения, определяющие мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи;

3.Обеспечить правильное усвоение достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активировать употребление новых слов; 

4.Вести постоянную работу по развитию речи на различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, на уровне связной речи; 

5.Создать в классе атмосферу борьбы за высокую культуру речи, за выполнение требований к правильной речи;

   6.Развивать не только речь - говорение, но и аудирование.

    В результате освоения предметного содержания каждый школьник получает возможность приобрести умения и навыки, освоить те способы  деятельности, которые соответствуют  требованиям Государственного образовательного стандарта.  УМК «Перспективная начальная школа» с первого класса приучает детей работать со всевозможными словарями и самостоятельно добывать информацию из  различных источников. Подборка словарей есть и в самих учебниках. При выполнении заданий дети вынуждены обращаться к ним  по несколько раз за урок.

    Детям нравится работать с различными словарями, но особенно с  обратным словарем, т.к. он подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов. Поскольку в русском языке суффиксы играют огромную роль в словообразовании, а окончания - в словоизменении, постольку очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно, таким словарем является «Обратный словарь». Выравнивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам. Этот словарь позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.

       Различные виды заданий и упражнений, которые есть в учебниках и которые предлагаю я, развивают творческое мышление, выражающее в открытии чего-то нового, а это предполагает мотивацию к изучению русского языка. Использование словарей на уроках русского языка и литературного чтения позволяет не только увидеть красоту и богатство родного языка , но и получить   хорошие результаты грамотного письма и развитой речи учащихся.

     Приведу примеры некоторых видов работы со словарями:  

УПРАЖНЕНИЕ 1.

В каждой строчке найди лишнее слово

Почта, что, чтобы.

Скучно, дачный, конечно.

Узнай в словаре  « Произноси правильно» какой звук произносится на месте выделенной буквы и запиши его. Каких слов ты не нашел в словаре ?   Как ты думаешь , почему эти слова не вошли в словарь «Произноси правильно».

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Узнай в Толковом словаре значение выделенных слов. Напиши их.

На траве, что мягче байки, дед рассказывает байки.

УПРАЖНЕНИЕ 3.

Прочитай слова–названия признаков.

Трухлявый,  яркий,  дикий, горячий, морской.   

Открой Обратный словарь на –к и на –ек. Найди и впиши подходящие по смыслу слова – названия предметов. Рядом в скобках напиши слова, от которых они образовались. В выписанных словах выдели корень и суффикс.                       

Напиши по образцу: солнечный денек (день).     

УПРАЖНЕНИЕ 4.                                

Прочитай слова: вещун, деликатный, опрятный, чародей.

Найди их в толковом словаре, и отыщи синонимы, с помощью которых даны толкования этих слов.

УПРАЖНЕНИЕ 5.

Прочитай пословицы. Подчеркни разные формы слова: правда, укажи падеж.

Кто правдой живет, тот добро наживет.

Всяк правду знает, да не всяк правду бает.

Правда глаза колет.   

   В словаре происхождения слов найди существительное, которое образовалось от слова  бает,  запиши его.     

 УПРАЖНЕНИЕ 6.

Выбери из списка подходящее по смыслу устойчивое выражение и вставь в предложение в нужной форме.    

Довольно тебе   ___________________, пора делом заняться.   

На лугу весной одуванчиков   ________________________.      

Ворона –птица любопытная. Вечно__________ в чужие дела.                              

УПРАЖНЕНИЕ 7.

Разгадай загадки и напиши отгадки.

Вверх и вниз,                                        Начинает он копать,

Не зная лени,                                     Заменяет сто лопат.(____)

Сами бегают ступени.(______)

Слова эскалатор и экскаватор легко перепутать.                                                                                         

Найди в «Словаре происхождения слов» слова, которые являются близкими родственниками слов – отгадок. Запиши их и письменно покажи, как они образованы.

      Это далеко не полный перечень всех видов работ, которые я использую в своей работе ежедневно.

Сформировать у младших школьников умения и навык пользования словарями для обогащения их лексического запаса возможно лишь при условии систематического включения в урок лексических заданий и упражнений  с применением словарей. В типологии упражнений необходимо учитывать как лингвистические, так и психологические особенности усвоения новых слов .

     Сформированность в начальной школе общеучебных умений, навыков и способов работы с источниками информации решает  и проблему преемственности ступеней образования.

Список литературы

1.Байкова Т.А. Русский язык.2кл.: Тетрадь для самостоятельной работы - М.:Академкнига/Учебник,2013.

2. Байкова Т.А. Русский язык.3кл.: Тетрадь для самостоятельной работы - М.:Академкнига/Учебник,2013.

3. Байкова Т.А. Русский язык.4 кл.: Тетрадь для самостоятельной работы - М.:Академкнига/Учебник,2012.

4.Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. Начальная школа. 2011.№4

5.БондаренкоА.А. Словари на уроке. Начальная школа.2010.№1

 

 

19.01.2015 19:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!