СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Образование действительных причастий настоящего времени
Цель: научить образовывать действительные причастия настоящего времени.
Задачи урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного на предыдущих уроках.
Слайд. Выпишите причастие: интересный, интересующийся, интересоваться.
Что такое причастие?
Объясните, как вы понимаете высказывание В. И. Даля.
«Причастие – это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного».
Назовите признаки глагола и прилагательного, которые есть у причастия?
(Слайд) Задание. Из данного предложения выпишите причастие.
Орёл, кружащийся над полем, вдруг стремительно бросился вниз.
Определите у данного причастия глагольные признаки и признаки прилагательных. Объясните постановку знаков препинания.
Дополнительное задание: К данной иллюстрации составить предложение, включающее причастный оборот.
На какие 2 группы делятся причастия?
(слайд) Как их отличить?
(слайд) Задание. Распределите словосочетания в 2 столбика: 1 – с действительным, во 2 – со страдательными причастиями.
Вымытый пол, сверкающий снег, убираемый урожай, бушующее море, лечащий врач, сделанная модель.
Задание. Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени.
(Слайд) Правило – суффиксы действительных причастий.
3. Изучение нового материала
Посмотрите на причастия, записанные в тетради. От какого вида глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? (Несовершенного вида).
(Карточка на доску)
Давайте вспомним, как определить переходность у глаголов? Как определить спряжение? Вид?
А сейчас попробуем образовать действительные причастия настоящего времени на основе картинки на слайде. Постарайтесь придумать целые словосочетания.
Примеры словосочетаний с причастиями:
Растущее дерево, сажающая дерево, пишущая девочка, лежащая книга, читающий ребенок.
Вопрос классу: какие суффиксы вы использовали при образовании действительных причастий настоящего времени? (-ущ-ющ, -ащ-ящ).
(Слайд)
А какой же суффикс выбрать, чтобы не сделать орфографической ошибки?
Попробуем догадаться, от чего зависят эти суффиксы. Перед вами причастия на слайде. Чем будете руководствоваться, выбирая суффикс?
(от спряжения)
5. Закрепление изученного материала.
1) задание. На данной шкале отметьте гласную, которую нужно вставить в причастия:
1. жал...щие пчёлы 2. скач...щие всадники
3. се...щий зерно 4. мел...щий муку
5. гон...щий зайца 6. вар...щийся борщ,
7. ла...щая собака 8. дыш...щий ровно
9. вер...щий людям 10. мо...щее средство
А теперь проверим правильность усвоения материала. Еще раз отрабатываем алгоритм выбора суффиксов действительного причастия настоящего времени.
Упражнение. 168.
Со слова шептать самостоятельно.
Шептать (неперех., несов. в., 1 спр.) – шепчут - шепчущий, плясать (неперех., несов. в., 1 спр.) – пляшут – пляшущий, прятать (перех., несов. в., 1 спр.) – прячут - прячущий, служить (неперех., несов. в., 2 спр.) – служат - служащий, терпеть (перех., несов. в., 2 спр.) – терпят - терпящий, являться (неперех., несов. в., 1 спр.) – являются - являющийся, красить (перех., несов. в., 2 спр.) – красят - красящий, хохотать (неперех., несов. в., 1 спр.) – хохочут - хохочущий.
Теперь проверяем (Слайд)
Дополнительное задание на карточках
Тестовое задание.
1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?
1) пен…щиеся потоки, травы колыш…тся
2) гвозди держ…тся, птицы щебеч…т
3) стро…щийся дом, смотр…щий вдаль
2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю?
1) леч…щий врач, зна…щий правила
2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены
3) стон…щий во сне пёс, завис…щий от погоды
3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?
1) успокаива…щая музыка, вас не остав…т в покое
2) охотники подстрел…т, восхвал…щая храбрость песня
3) надвига…щиеся сумерки, стел…щееся растение.
Вставьте пропущенные буквы. 1. Лодка, веслами махая, плыла по дремл…щей реке. 2. Внизу Арагва и Кура по корням шепч…щих кустов бежали дружно и легко. 3. Вслушайтесь в дальний рокоч…щий шум. 4. Кое – где в ложбинах ещё видны остатки та…щего снега. 5 Он засмеялся своим дробным, кол…щим смехом, поглядывая на меня сердитыми глазами. 6. Хозяева стро…щейся станции по очереди сменяются на руле.
- Что нового узнали на уроке?
- От основ каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?
- При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
7. Домашнее задание: выучить правило с.125 - 126, упр. 169.
© 2015, Пахолкова Наталия Николаевна 3574