СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образование В РФ и Республике Беларусь: тактика выжидания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование, на мой взгляд, самый консервативный социальный институт. Оно напрямую связано с культурой, памятью, бережным и разумным отношением к прошлому. Статья Марии Кучеровой на "МЕЛе" интересна сопоставлением двух образовательных стратегий, показывающих отношение государства к своему будущему и к подрастающему поколению. Полностью согласна с последними словами: мудрость, а не самодурство. Советую познакомиться. уважаемые коллеги.

- Как мы видим, масштаб реформ по сравнению с Россией у белорусов скорее косметический. В 2008 году многие начинания были остановлены искусственно, причём сделано это было централизованно, на самом высоком государственном уровне.

Беларусь не торопится догонять Россию, поэтому с осторожностью относится к идеям подушевого финансирования и стимулирующей системе оплаты труда педагогов. С 2017 года планируется подключить к эксперименту по внедрению нормативно-подушевого финансирования некоторые дошкольные учреждения. Ведутся разговоры и о новой системе оплаты труда, правда, пока все на уровне дискуссий, как я поняла.

А вот сухие цифры, показывающие доход учителей в двух странах.

Россия

Ставка учителя — 18 часов.

Средняя зарплата учителя (в зависимости от региона, учебная нагрузка не учитывается) — от 10 000 до 80 000 рублей (1701 350долларов США).

Средняя зарплата по России — 30 800 рублей (примерно 522 доллара США).

Беларусь

Ставка учителя — 20 часов.

Средняя зарплата учителя — 500600 белорусских рублей (примерно 15 000 20 000 российских рублей или 250300 долларов США).

Средняя зарплата в Республике Беларусь — примерно 750белорусских рублей (385 долларов США).

Комментировать цифры не буду, сами делайте выводы. Скажу только, что цены на продукты в Республике Беларусь значительно ниже, чем в Москве, например. Причём продукты эти высочайшего качества, поскольку многое производят сами белорусы. С сельским хозяйством и животноводством тут всё в порядке.

Вы наверняка помните, как комментировал Дмитрий Медведев вопрос о зарплате учителей на форуме в Плёсе, не хочется это повторять. А вот, что говорит президент Республики Беларусь о зарплате учителей и реформе образования накануне 1 сентября 2016 года. Досмотрите до конца — очень познавательно.

Хочу оговориться в одном важном вопросе: я не сторонница искусственной консервации советской образовательной системы как единственного блага. Работая учителем с 1995 по 2012 годы, я всеми фибрами души ощущала необходимость перемен в российской школе. Но не такими темпами, не такими средствами и не такой ценой!

В России проектное обучение, на мой взгляд, провалилось и носит чисто формальный характер. Профильное обучение породило и прочно закрепило философию разумного эгоизма выпускников.

ФГОС для большинства учителей — это филькина грамота, трудночитаемые документы с трудновыполнимыми требованиями, и, главное, всё равно большинство работает по старинке

Новая система оплаты труда учителей выстроила бетонную стену между преподавателями и администрацией, породив барство среди директоров и ректоров и полностью деформировав нормальные человеческие отношения внутри педагогических коллективов. Объединение в комплексы, на мой взгляд, вообще попахивает диверсией. Про ЕГЭ даже в двух словах не могу сформулировать своё отношение. Об этом мною написана ни одна статья.

Централизованное тестирование вместо ЕГЭ

Особо хочу отметить, что в Республике Беларусь централизованное тестирование (ЦТ) имеет ряд серьёзных различий с российским ЕГЭ, хотя белорусы не скрывают, что первые тестовые материалы разрабатывались именно в Москве. О белорусском централизованном тестировании я обязательно расскажу отдельно в следующей статье. Именно различия белорусского ЦТ и российского ЕГЭ поразили меня больше всего. Это был мой личный масштабный культурный шок, поскольку многое в системе поступления выпускников в вузы в этой стране совпадает с моими предложениями по реформированию российского ЕГЭ. Я-то думала, что это мои фантазии, а оказывается, целая страна живёт по таким правилам.

Несмотря на консерватизм и выжидательную тактику, сама политика реформирования в Беларуси порой более гибкая, чем в России. Президент страны не боится заявить: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере, большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали». Очень нагляден эпизод с возвратом к 11-летнему образованию в 2008 году. Александр Лукашенко публично признался в ошибочной стратегии, и решение о возврате к старой системе принимало не Министерство образования, а Администрация президента.

Такое же настороженное отношение у Беларуси, на мой взгляд, и к вступлению в Болонский процесс.

Республика дважды подавала заявку на включение её в общеевропейский процесс (в 2012 и 2015 годах). Можно сказать, что в 2015 году Беларусь приняли в Болонский процесс условно, поставив перед страной ряд задач:

  • Внедрить национальную системы квалификаций;
  • Сформировать многоуровневую систему высшего образования;
  • Cоздать независимую систему контроля качества образования;
  • Развивать академическую мобильность студентов и преподавателей;
  • Пересмотреть вопросы распределения выпускников вузов, финансовой поддержки студентов, реализацию прав студентов и преподавателей на создание и регистрацию организаций.

Январский отчёт 2017 года Общественного Болонского комитета по Республике Беларусь нельзя назвать оптимистичным, основные выводы в отчёте неутешительные: реформирование высшего образования идёт в стране не так, как хотелось бы комитету. Вот, почитайте сами.

У меня сложилось впечатление, что с Болонским процессом в Беларуси всё более чем неоднозначно. Моё интуитивное ощущение, что подобные поступки руководства страны можно объяснить если не лукавством, то крайней осторожностью. И такое поведение вполне вписывается в образ главы государства как крепкого хозяйственника: семь раз отмерь — один раз отрежь. Можно по-разному относиться к этим фактам, но я поняла следующее.

Людям, которые могут своими руками обработать каждый клочок земли и которые победили борщевик вдоль дорог, я бы доверила воспитание собственных детей!

Я преклоняюсь перед европейской цивилизацией за то, что она подарила нам высшее образование как институт, и очень хочу, чтобы все выпускники получали качественное и современное образование независимо от того, в какой точке Земли они живут. Но чудес не бывает, всё постсоветское пространство переживает сейчас образовательный кризис, поэтому нужно очень осторожно менять коней на переправе.

Для Беларуси момент истины настанет в 2018 году, когда будут обнародованы первые результаты исследования PISA. Кстати, это будет момент истины и для российского образования. В этом я не сомневаюсь ни на минуту. Более 20 лет Беларусь сохраняла (как могла) свою традиционную среднюю школу, доставшуюся в наследство от советского периода. Сама жизнь предоставляет нам уникальную возможность провести сравнительное исследование двух образовательных систем в развитии. Я с нетерпением жду официальных цифр статистики от PISA по белорусским подросткам в 2018 году. Ведь PISA — это сравнительное исследование 15-летних школьников на предмет их готовности к жизни.

Из того, что я узнала о молодой Республике Беларусь, хочется выделить главное: мне очень по душе тот факт, что многое в образовательной политике строится на простой житейской мудрости и чёткой логике. Например, учебники в школах выдаются в библиотеках, централизованно, как и у нас, но за пользование ими каждая семья должна заплатить. Согласитесь, в этом есть резон.

Многие, наверняка, знают, что в республике до сих пор существует система распределения по окончанию вузов для бюджетников. Обычно — это работа в течение двух лет (для медиков — три года). Подобная ситуация вызывает много критики, но нельзя не признать, что и в этом есть положительная логика и выгода для государства, которое берёт на себя оплату обучения каждого студента из бюджета страны. В Европе подобная тактика была бы спорной, а вот в России, например, подобные шаги пошли бы явно на пользу экономике. Кроме того, ни для кого не секрет, что наши выпускники не всегда работают по специальности, воспринимая диплом об окончании российского вуза как своеобразный пропуск на тот или иной социальный лифт.

Государственная философия в отношении студентов высших учебных заведений в Республике Беларусь вообще, на мой взгляд, не терпит никаких сантиментов: от молодых абитуриентов и выпускников требуется полная самостоятельность в принятии решений и ответственность за свои поступки.

Они стремятся выпускать профессионалов, а не владельцев заветных дипломов с неопределенными планами собственного трудоустройства

Есть одна общая для всех бывших союзных республик проблема — это возвращение родного языка в речевую практику молодежи. На мой взгляд, белорусы делают это деликатно: любой выпускник может сам решить, какой язык (русский или белорусский) выбрать для итоговой аттестации. История Беларуси преподается только на родном языке. В Минске я видела несколько рекламных щитов с ненавязчивой и милой социальной рекламой, призывающей учить белорусский язык. Часто общественность поднимает вопрос, что процесс возвращения белорусского языка организован очень медленно. Даже Светлана Алексиевич, лауреат нобелевской премии по литературе, слышит в свой адрес упрёки, что пишет на русском. Я думаю, что в этом вопросе не надо торопиться. Если делать всё не спеша и, главное, осмысленно, то результат будет обязательно.

Много критики обрушивается на реформаторов в Беларуси, и главная претензия — это консерватизм и нежелание двигаться в сторону последних трендов. Но мне очень нравится именно тот факт, что чиновники не торопятся апробировать российские и европейские образовательные новшества на собственных детях.

Надеюсь, что выжидательная тактика в отношении подрастающего поколения в Республике Беларусь продиктована мудростью, а не самодурством.

10.08.2017 09:52


Рекомендуем курсы ПК и ПП