СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная среда как возможность развития личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В зарубежных исследованиях образовательная среда оценивается с точки зрения «эффективности школы» как социальной системы – эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса (К. Маклафлин, К. Reid, D. Hopkins). При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая образовательная система уникальна и одновременно является «сколком общества». Для психолого-педагогического анализа среды представляется перспективной «теория возможностей» Дж. Гибсона. По Гибсону, категория «возможность» – особое единство свойств образовательной среды и самого субъекта, является в равной мере атрибутом образовательной среды и поведения субъекта. При таком подходе осуществляется диалог между ребенком и образовательной средой. Среда предоставляет возможности для становления личности школьника, в свою очередь, от активности учащегося зависит то, как он воспримет возможности среды и в какой степени сможет оказать на нее влияние. Вводя категорию возможности, Дж. Гибсон подчеркивает активное начало человека-субъекта, осваивающего свою жизненную среду.

о мнению В.И. Слободчикова, образовательная среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между ее отдельными элементами начинают выстраиваться определенные связи и отношения. Следовательно, образовательная среда – среда, служащая для образования, содействующая получению знаний. Она представляет собой систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Специфика образовательной среды определяется:

  • типовыми особенностями образовательного учреждения;
  • системой организации и управления жизнедеятельностью ребенка;
  • группами детей – учебных классов, временных детских коллективов (отрядов, клубов и объединений детей по интересам); наличием «лидеров» и «отстающих»; включенностью ребенка в другие коллективы, группы и группировки, уровнем защищенности ребенка в них;
  • социальными контактами субъектов образовательного учреждения (образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения (сотрудничество, взаимопомощь, господство, авторитарность и т. п.), личный пример, опыт);
  • информационной составляющей образовательной среды (правила внутреннего распорядка, устав, конституция, декларация о намерениях, законы и т. п.);
  • фактическими, а не декларируемыми нормами отношения к людям, их мнениям и оценкам;
  • предписаниями и правилами личной и общественной безопасности;
  • средствами наглядности в школе (любые идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы, рекомендации, пожелания, т. е. персонально адресованное на субъекта образовательной среды воздействие);
  • материальной и соматической составляющими среды (условия обучения, досуга и отдыха; здоровье и психическое состояние; психологический микроклимат);
  • средствами наглядности в школе (любые идеи, выраженные в той или иной форме; требования, приказы, советы, рекомендации, пожелания, т. е. воздействие, персонально адресованное субъекту образовательной среды);
  • материальной и соматической составляющими среды (условия обучения, досуга и отдыха; здоровье и психическое состояние; психологический микроклимат).
22.01.2022 15:01


Рекомендуем курсы ПК и ПП