СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательный веб-квест как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное направление современного образования - ориентация образовательной деятельности на новый образовательный результат. Среди характерных черт новой парадигмы образования главными являются системно-деятельностный подход, технологичность и конструктивизм обучения.

Ведущая идея такого подхода к обучению иностранному языку - перенести акцент с упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую владения определенными языковыми средствами, а именно коммуникативной компетенцией.

К составляющим коммуникативной компетенции относятся:

речевая компетенция, при которой совершенствуются коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); формируется умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенция: систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция: увеличение объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция: дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств;

учебно-познавательная компетенция: развитие общих и специальных учебных умений, владение процессами синтеза и анализа, оценкой и самооценкой.

Новый образовательный результат предполагает наличие новых видов деятельности, как со стороны обучаемых, так и со стороны обучающих, что в свою очередь инициирует необходимость разработки новой системы методов, форм, средств, технологий обучения, в том числе и для профессионального развития педагогов. С этой целью мы в своей практике обратились к сравнительно новой педагогической технологии – квесту.

Квест (Quest в переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск) как образовательная технология основывается на целенаправленной поисковой деятельности обучающихся. Образовательный квест – это проблема с элементами сюжета, ролевой игры, обнаружением мест, объектов, людей, информации. Для решения проблемы используются ресурсы какой-либо территории или информационные ресурсы. Квест предполагает общую игровую ситуацию, маршрутный лист, центральное задание.

В 2016-2017 учебном году мы познакомились с технологией проведения образовательного веб-квеста (web-quest - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернет).

Нами был разработан веб-квест на тему «Рождество» (Английский язык) и «Облачные технологии», «Работа с текстовым редактором» (Информатика). Целями этого урока были расширение кругозора учащихся через лингвострановедческую информацию и знакомство с «облачными» технологиями (Google-диск, Google-документ).

Разработанный веб-квест был проведён на 10 классах с участием преподавателей английского языка школ нашего города.

Для веб-квеста был создан сайт с инструкциями и материалами к уроку (https://sites.google.com/site/webcrismas/). Расписание уроков учащиеся узнали накануне проведения квеста. Им пришлось расшифровывать названия учебных предметов, перейдя по ссылке, полученной в смс.

Одним из показателей сформированности коммуникативной компетенции является направленность на парное или групповое взаимодействие учащихся. В начале урока участники были разбиты на группы и ознакомлены с правилами проведения данной формы занятий, получили центральное задание и распределили роли в командах.

Каждая команда нашла и скачала свой маршрутный лист, перейдя по указанной ссылке.

Получив инструкции на сайте, участники перемещались по «станциям» на территории гимназии. Формирование коммуникативной компетенции осуществлялось во время прохождения участниками маршрута: станция «Кроссворд», «Пазл», «Рождественские гимны», «Ребусы», «Алфавит» («Наряди ёлочку»).

При условии правильного выполнения задания, команда добывала пароль для получения части центрального задания и перехода на следующую станцию. Части задания – названия или строчки рождественских гимнов (Carols), пожелания, загадки о Рождестве, картинки с изображением символов и традиционных рождественских блюд в Великобритании.

Центральным заданием квеста было составление Адвент-календаря или Календаря ожидания. Адвент календари - это небольшие календари на 24 дня с маленькими дверцами для каждой даты. За ними находится картинка, загадка или стихотворение, посвященное Рождеству или угощения. Каждый день разрешается открывать лишь одну дверцу, которая соответствует наступившей дате. Так дети ведут отсчет до Рождества.

Каждая команда представила свой результат работы (часть календаря) в общем документе – готовом календаре. Оценивание работы группы осуществляли «эксперты» (учителя английского языка школ города).

Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетенции личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. При проведении рефлексии каждая команда получила возможность высказаться, дополняя такие фразы, как: Я научился…. Мне захотелось. Меня удивило.… Было трудно.… Было интересно узнать, что ….

Проведя рефлексию, мы выяснили, что такой вид деятельности оценивается участниками положительно. По их мнению, участие в Веб-квесте даёт им новые знания, умение пользоваться новыми ресурсами, глобальными информационными ресурсами, совершенствует навыки делового общения и коллективной работы, совместного решения проблем. Так как от степени личного участия зависит оценка и итог работы всей команды, по мнению учащихся, групповая работа во время участия в квесте помогает избавиться от личной неорганизованности, победить замкнутость, формируя способность брать на себя ответственность. Вместе с тем он предлагает возможность более эффективного использования учебного времени.

Проведённому уроку посвящена статья «Методика проведения образовательного веб-квеста на интегрированном уроке английского языка и информатики», опубликованная в журнале «Вестник научных конференций: наука, образование, общество» от 31 января 2017 года. Электронные ресурсы урока представлены на депозитарии электронных образовательных ресурсов. Работа была представлена на областном конкурсе «ИТ-педагог Кузбасса XXI века», где стала победителем в номинации «Современный урок на основе ИКТ».

Разработанный и проведённый нами веб-квест позволил достаточно эффективно и современно организовать самостоятельную работу учащихся по теме урока и работу по формированию иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной. Преимущество использования коммуникативного подхода в учебном процессе в том, что формирование коммуникативных умений способствует повышению мотивации учащихся. Это способствует развитию познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности.

Все материалы для данного урока, включая технологическую карту, размещены в облачном хранилище (https://drive.google.com/open?id=0B-5xZ5Q_fqi2SFRnTXNwbzNzNVE).

10.10.2017 16:40


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!