СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В логопедические группаы детского сада попадают дети с заключением ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии), где им дается заключение: ОНР(уровень) или ФФНР. Что это за непонятные термины и что они означают?
При ОНР ребенок говорит, но его речь нарушается на всех уровнях:
Без специальной помощи речь ребенка с ОНР будет развиваться крайне медленно и к моменту поступления в школу не джостигнет нормальных показателей.
Основные направления работы с детьми с ОНР:
В логопедии выделяют 4 уровня недоразвития речи при ОНР
Самый тяжедый это 1 уровень. Чаще всего, дети с таким уровнем речи попадают в специализированный детский сад. Фразовая речь на этом уровне лепетная, имеются лишь звукоподражания, фразовая речь отсутствует.
Главным отличием ОНР 2 степени от ОНР 1 степени является использование в общении ребенком не только характерного лепета, жестов, но и простых слов. Все фразы искажены, поэтому не каждый сможет уловить точную формулировку, например, «матик» чаще всего означает слово «мальчик», но можно подумать и о «мячике». Реюенок может просто перечислить предмеыв, которые находятся вокруг него, а также он может объяснить свои простые действия. Если его попросить составить рассказ по картинке, то удастся это осуществить лишь с помощью наводящих вопросов. В конечном итоге получится простой ответ, который состоит из двух-трех слов, однако построение предложения будет в более правильной форме, чем у ребенка с первым уровнем ОНР. Дети со вторым уровнем ОНР к школьному периоду обладают слабо сформированной простой речью, бедным словарным запасом и аграмматизмом в произношении.
Большую часто логопедической грурры детского сада составляют дети с ОНР III уровня.
Для третьего уровня могут быть характерны сложности с произнесением всех групп звуков родного языка. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствующие пояснения. Свободное же общение крайне затруднено. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в их самостоятельной речи звучат не четко. Тщательное изучение состояния всех сторон речи позволяет выявить выраженную картину недоразвития каждого из компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики. В устном речевом общении дети стараются «обходить» трудные для них слова и выражения. Но если поставить таких детей в условия, когда оказывается необходимым использовать те или иные слова и грамматические категории, пробелы в речевом развитии выступают достаточно отчетливо. Хотя дети пользуются развернутой фразовой речью, но испытывают большие трудности при самостоятельном составлении предложений, чем их нормально говорящие сверстники. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
К категории детей с ФФНР или фонетико-фонематическим недоразвитием речи относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. При ФФНР нередко наблюдается смазанность речи, сжатая артикуляция, а также бедность словаря и некоторая задержка в формировании грамматического строя речи.Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.
© 2018, Христофорова Светлана Васильевна 502