СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вся система отношения человека к другим людям реализуется в общении. Понятие «общение» является одним из центральных в системе психологического знания. Социальная функция общения заключается в том, что оно выступает средством передачи общественного опыта. Его специфика определяется тем, что в процессе общения субъективный мир одного человека раскрывается для другого, происходит взаимный обмен деятельностью, интересами, чувствами и проч. В общении человек формируется и самоопределяется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. Результат общения — налаживание определенных отношений с другими людьми. Благодаря общению осуществляется интеграция людей, вырабатываются нормы поведения, взаимодействия. Связь людей в процессе общения является условием существования группы как целостной системы. Общение координирует общие действия людей и удовлетворяет потребность в психологическом контакте. Потребность в общении е одной из первичных потребностей ребенка. Она развивается от простых форм (потребность в эмоциональном контакте) до более сложных (сотрудничество, интимно-личное общение). В процессе индивидуального развития меняются мотивы общения. Об. И. Лисина очертила следующие стадии развития потребности ребенка в общении: потребность во внимании и доброжелательности взрослого (первое полугодие жизни), в сотрудничестве (ранний дошкольный возраст), в заинтересованности взрослого запросам ребенка (младший и средний дошкольный возраст), во взаимопонимании и сопереживании (старший дошкольный возраст). Основные мотивы в общении детей дошкольного возраста — познавательные, деловые и личностные. Общение тесно связано с деятельностью. Любая форма общения выступает как форма совместной деятельности, люди всегда общаются в процессе некоторой деятельности. Сочетание деятельности человека с деятельностью других людей образует совместную деятельность. В совместной деятельности формируются не только субъект-объектные (человек — предмет деятельности), но и субъект-субъектные отношения (человек —человек). Сущность общения заключается во взаимодействии субъектов деятельности. Общение может рассматриваться как сторона, условие деятельности или как отдельный вид деятельности. Но связь общения и деятельности заключается именно в том, что благодаря союз-единению деятельность организуется. Построение плана совместной деятельности требует от каждого человека понимания цели деятельности, средств реализации, деления функций для ее достижения. Специфика общения в процессе деятельности заключается в создании возможности организации и координации деятельности ее отдельных участников. В общении происходит обогащение деятельности, развиваются и образуются новые связи и отношения между людьми. В характеристике общения важны его функции. Б. Ломов выделяет три группы таких функций-щформационно-коммуникативную, регуляционно-коммуникативную и аффективно-коммуникативную. Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация этой функции имеет несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание разногласий в исходной информированности людей, вступающих в психологический контакт. Второй уровень — передача информации и принятия решений. На этом уровне общения реализует цели информирование, обучение и др. Третий уровень связан со стремлением человека понять других. Общение здесь направлено на формирование оценок достигнутых результатов (согласование — несогласование, сравнение взглядов и т. п). Регуляционно-коммуникативная функция заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их ДЕЙСТВИЯ. Происходит процесс взаимного налаживания действий. Здесь проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Регуляционно-коммуникативную функцию выполняют такие феномены, как имитация, внушение и другие. Аффективно-коммуникативная функция характеризует эмоциональную сферу человека. Общение влияет на эмоциональные состояния человека. В эмоциональной сфере проявляется отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального Одной из особенностей общения является формирование межличностных отношений. Исходя из названных выше функций, Г. Андреева выделяет три стороны общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (взаимодействие) и перцептивну (понимание человека человеком). Коммуникативная сторона общения тесно связана с обменом информацией, однако не может быть исчерпывающе раскрыта с точки зрения информационной теории. Общение — не только прием и передача информации, но и отношения по крайней мере двух человек, где каждый является активным субъектом взаимодействия. Кроме обмена информацией, происходит ориентация на другого, то есть анализируются мотивы, цели, установки объекта информации (другого субъекта). В акте межличностной коммуникации важную роль играют значимость информации, стремления воспринять ее общее содержание. Еще одна особенность коммуникативного процесса заключается в том, что благодаря знаковой системе партнеры по общению влияют друг на друга. При этом эффективность коммуникации зависит от меры этого влияния, то есть речь идет об изменении типа отношений, сложившихся между коммуникаторами. Такое влияние упускается из виду при информационном подходе. Коммуникативное воздействие происходит при условии принятия единой системы значений всеми участниками акта коммуникации. Только при этом условии возможно достижение партнерами взаимопонимание. Если нет такого общего понимания, могут возникать преграды в процессе общения, так называемые коммуникативные барьеры. Последние возникают вследствие воздействия психологических факторов — разных диспозиций, установок, ценностных ориентаций людей, их индивидуально-психологических особенностей и тому подобное.
© 2020, Широкова Татьяна Вячеславовна 1222