СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обследование чтения у школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

http://www.eduneo.ru/obsledovanie-chteniya-u-shkolnikov/

В современных условиях увеличения потока информации постоянно возрастает роль чтения и письма как деятельности, которая воссоздает опыт и обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, стимулирует развитие интеллектуальной сферы и личности в целом.

В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится все дальнейшее обучение. Нарушение чтения и письма часто лежат в основе неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптации.

Нарушения чтения и письма имеют различную структуру и степень выраженности.

Причины нарушений

Это связано с разнообразием причин данных нарушений, среди которых:

  • недоразвитие устной речи во всех ее звеньях (нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза, словарного запаса, грамматического строя, связной речи);
  • нарушения двигательных функций руки, слухомоторной и зрительно-моторной координации;
  • несформированность познавательных мотивов овладения чтением и письмом;
  • несовершенство произвольной сферы, несформированность самоконтроля и др.
  • нарушения чтения и письма, связанные с нарушениями контакта, общения ребенка с учителем.

Некоторые трудности школьников в овладении чтением и письмом могут быть преодолены непосредственно учителями общеобразовательных школ, классов интегрированного обучения.

Обследование чтения носит комплексный характер.

  1. При проверке состояния навыка чтения у детей следует учитывать все его параметры (способ, правильность, беглость, осознанность).
  2. Сначала обследуется техника чтения, затем понимание прочитанного.
  3. Чтение проверяется индивидуально.
  4. По ходу чтения не следует делать никаких исправлений и замечаний.
  5. Проверку состояния навыка чтения целесообразно начинать с предъявления короткого связного текста. В случае затруднений предлагаются предложения, отдельные слова, слоги различной структуры. Если ребенок не владеет навыками чтения, ему предъявляется набор букв для их узнавания.
  6. С целью предупреждения ранней диагностики и коррекции специфических нарушений чтения (дислексии) в период предшкольной диспансеризации можно использовать «Методику раннего выявления дислексии» — МРВД (А. Н. Корнев, 1997).

Исследование чтения букв

Цель: выяснение способностей к обобщенному восприятию букв, проверка чтения отдельных букв.

Материал: Буквы разрезной азбуки, задания 1-15 с изображением набора букв: выполненных разным шрифтом; наложенных друг на друга и зашумленных; нестандартно расположенных в пространстве; изображенных зеркально.

Техника:

1. Ребенку предлагаются буквы и инструкция: «Назови эти буквы» или «Назови букву, которую я покажу». (Рис.1,2)

2. Если ребенок не может назвать букву или не произносит данный звук, его просят указать соответствующую букву среди других. Инструкция: «Покажи букву, которую я назову». (Рис.1.2,)

3. Для исключения трудностей произношения ребенком может использоваться и такой вариант инструкции: «Найди такую же букву, как я покажу».

Обращается внимание на то, сразу ли ребенок узнал предъявленные ему буквы или у него возникли затруднения, каков характер этих затруднений. Для определения качества ошибок ребенку дополнительно предлагается ряд изолированных букв, схожих по оптическим признакам (Н-Р, 3В) и ряд букв, соответствующие звуки которых близки по фонетическим признакам (С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Б-П). Ребенок должен правильно их назвать.

Для выявления оптических нарушений, которые могут быть причиной трудностей в узнавании букв, предъявляются таблицы с зеркальными изображениями букв или букв, перечеркнутых дополнительными штрихами, что осложняет зрительное выделение буквы из фона. При затруднениях ребенку задаются вопросы: «Правильно ли написана эта буква? «, «Скажи, здесь есть неправильно написанная буква?», «Покажи и скажи, что в них неправильно». (рис.3)

Рис.1.

см

13.07.2017 23:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!