СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
http://www.eduneo.ru/obsledovanie-chteniya-u-shkolnikov/
В современных условиях увеличения потока информации постоянно возрастает роль чтения и письма как деятельности, которая воссоздает опыт и обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, стимулирует развитие интеллектуальной сферы и личности в целом.
В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится все дальнейшее обучение. Нарушение чтения и письма часто лежат в основе неуспеваемости и связанной с ней школьной дезадаптации.
Нарушения чтения и письма имеют различную структуру и степень выраженности.
Причины нарушений
Это связано с разнообразием причин данных нарушений, среди которых:
Некоторые трудности школьников в овладении чтением и письмом могут быть преодолены непосредственно учителями общеобразовательных школ, классов интегрированного обучения.
Обследование чтения носит комплексный характер.
Исследование чтения букв
Цель: выяснение способностей к обобщенному восприятию букв, проверка чтения отдельных букв.
Материал: Буквы разрезной азбуки, задания 1-15 с изображением набора букв: выполненных разным шрифтом; наложенных друг на друга и зашумленных; нестандартно расположенных в пространстве; изображенных зеркально.
Техника:
1. Ребенку предлагаются буквы и инструкция: «Назови эти буквы» или «Назови букву, которую я покажу». (Рис.1,2)
2. Если ребенок не может назвать букву или не произносит данный звук, его просят указать соответствующую букву среди других. Инструкция: «Покажи букву, которую я назову». (Рис.1.2,)
3. Для исключения трудностей произношения ребенком может использоваться и такой вариант инструкции: «Найди такую же букву, как я покажу».
Обращается внимание на то, сразу ли ребенок узнал предъявленные ему буквы или у него возникли затруднения, каков характер этих затруднений. Для определения качества ошибок ребенку дополнительно предлагается ряд изолированных букв, схожих по оптическим признакам (Н-Р, 3В) и ряд букв, соответствующие звуки которых близки по фонетическим признакам (С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Б-П). Ребенок должен правильно их назвать.
Для выявления оптических нарушений, которые могут быть причиной трудностей в узнавании букв, предъявляются таблицы с зеркальными изображениями букв или букв, перечеркнутых дополнительными штрихами, что осложняет зрительное выделение буквы из фона. При затруднениях ребенку задаются вопросы: «Правильно ли написана эта буква? «, «Скажи, здесь есть неправильно написанная буква?», «Покажи и скажи, что в них неправильно». (рис.3)
Рис.1.
см
© 2017, Воробьева Ольга Ивановна 164