Обучение читателей-школьников критическому мышлению

Умение вести информационный поиск подразумевает также умение критически оценивать полученную информацию. Любые сведения, почерпнутые как из традиционных печатных источников, так и из электронных, должны проверяться и анализироваться. Можно предложить учащимся сравнить информацию по одной теме (например, экономика какого-нибудь государства), но полученную из различных источников, в том числе электронных. Обратить внимание, что даже прекрасно организованные сайты в интернете, при всей их внешней привлекательности, зачастую содержат непроверенную, а иногда и заведомо ложную информацию.

Важно как можно раньше научить детей критически мыслить и оценивать полученную информацию, тогда это войдет в привычку. Особенности библиотечной поддержки школьников в развитии критического мышления: - учащийся видит мир черным или белым, правильным или неправильным, - появление у школьника склонности к сомнению, - учащийся начинает мыслить аналитически, не рассматривает знание как абсолют, не принимает чужое мнение безоговорочно, - появление умения проводить анализ и синтез информации, пользоваться объективными аргументами при определении точки зрения и менять свою точку зрения с появлением новой информации. Приступая к изучению конкретной темы, необходимо решить, насколько актуальна должна быть искомая информация. В некоторых областях знаний актуальность играет роль, а для других «новизна» сведений не имеет значения. Так, для изучения истории Киевской Руси подойдут и монографии, изданные десятки лет назад, и статьи из журналов последних лет, а для реферата о новых тенденциях в кино понадобятся самые свежие источники – журналы, газеты, сайты в Интернете, телеобзоры. Отбирая тексты для самостоятельного изучения, библиотекаря должны заботиться о том, чтобы информация была детям по плечу. Необходимо научить детей обращать внимание на личность автора. По мере возможности стараться найти дополнительные сведения об авторе. Кто он – ученый-исследователь, журналист-популяризатор или репортер, цель которого – создание очередной сенсации? Насколько можно доверять автору? Как правило, издатели сообщают сведения об авторе в начале или конце книги. Подобную информацию зачастую можно найти и в журналах. А вот авторы сайтов в Интернете чаще всего остаются анонимными. Необходимо объяснять детям, что автор обязан нести ответственность за публикуемую информацию – ведь и они, выполняя вои первые самостоятельные работы, тоже становятся авторами. Критически оценивая полученную информацию, учащиеся должны задавать себе следующие вопросы: - кто это написал? - с какой целью? Какие задачи ставил перед собой автор? - кому предназначена эта информация? - что это: личное мнение или факт? - как я могу проверить достоверность сообщаемых сведений? Необходимо объяснять учащимся, что для проверки информации необходимы ссылки на другие источники, подтверждающие правоту утверждений автора. Самое сложное для учащихся – определить, насколько исчерпывающая информация содержится в том или ином источнике.

20.11.2018 21:26


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас